Сто бед в один обед

15 человек после того, как полакомились шаурмой в киоске напротив ТРЦ "Терра" на жилмассиве Тополь-1, возле дома №15, оказались на больничной койке. И это только те, кто обратился за медицинской помощью.

Злосчастный киоск с шаурмой сейчас закрыт. Надолго ли?

Злосчастный киоск с шаурмой сейчас закрыт. Надолго ли?

Об этом "Вечерке" рассказала начальник отдела ГУ Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (бывшая СЭС) в Днепропетровской области Неля Салькова.

- Начмед инфекционной больницы № 21 сообщил, что в ходе обследования у пациентов был обнаружен сальмонеллез, как мы и предполагали, - заметила Неля Васильевна.

К счастью, детей среди пострадавших нет, отметил и. о. начальника ГУ Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей в Днепропетровской области Андрей Кондратьев.

Все пострадавшие прошли стационарное лечение. Их состояние медики оценивали как среднетяжелое. Как сообщил корреспонденту "ДВ" начмед городской инфекционной больницы № 21 им. проф. Попковой Е.Г. Николай Турчин, на данный момент почти все пациенты выписаны.

По словам начмеда, лечились пострадавшие за счет государства и претензии к киоску с шаурмой, насколько известно, пока не предъявляли.

- Краем уха я слышал, что вроде кто-то из юристов владельца этого киоска шаурмы приходил к ребятам и пытался эту конфликтную ситуацию уладить… - поделился своими наблюдениями Николай Турчин.

- Для реабилитации пострадавших в результате отравления требуется порядка двух недель, - пояснил Андрей Кондратьев. - В зависимости от лекарств, которые пациенты будут принимать.

Помнится, в прежние времена после такого ЧП на время приостанавливалась работа всех подобных заведений. А что сегодня?

Как объяснил Андрей Юрьевич, даже после массового отравления киоск может приостановить свою деятельность только…по желанию владельца либо по решению суда.

- Реальных рычагов у контролирующих организаций, чтобы опечатать этот объект, нет. Мы не то что закрыть, а просто проверить объекты малого и среднего бизнеса не можем, - сокрушается начальник службы. - Поэтому сейчас этот рынок регулирует только сам покупатель.

Когда работники областной государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей пришли с проверкой, они были шокированы.

Ни у продавцов, ни у владельцев нет никаких разрешительных документов, кроме свидетельства о регистрации ФЛП (свидетельство частного предпринимателя), в киоске, похоже, не слышали даже об элементарных правилах гигиены.

- Результаты проверки плачевны. Легче сказать, что там было в порядке. Сальмонелла была повсюду, - негодует Кондратьев. - У владельца киоска нет трудовых договоров с сотрудниками. Продавцы-повара работают без санкнижек, не прошли медосмотра. Маркировка на продуктах отсутствует, происхождение их неизвестно. В помещении отсутствуют водоснабжение и канализация, то есть, мыть руки и посуду там просто негде. Там не то что готовить, находиться опасно. Ни проточной воды, ни канализации, ни средств гигиены, ни перчаток, - все храниться на жаре, разделка ведется шпателями, явно не предназначенными для пищевых продуктов, все моется в одном ведре. Весь инвентарь загрязнен, не промаркирован, использовался и для сырого, и для готового продукта. Идеальные условия для развития любых болезнетворных агентов.

Отобрав в злосчастном киоске 7 проб пищевых продуктов, 15 смывов и 2 пробы питьевой воды для лабораторных исследований, сотрудники службы провели в заведении дезинфекцию.

- По результатам лабораторных исследований отобранных образцов мы передали документы в полицию для возбуждения уголовного дела, - говорит Неля Салькова.

Об этом заявляет и Андрей Кондратьев.

- Сейчас мы направили материалы в прокуратуру и в суд для приостановления эксплуатации этого киоска. Но это очень длительный процесс… К сожалению, другого способа остановить работу подобного объекта нет. Мы же не можем опечатать им вход или забить двери гвоздями, - разводит руками Андрей Юрьевич. - К нам уже поступили жалобы и о других киосках, где готовят мясо в лаваше, и, надеюсь, скоро мы придем туда с проверками.

Дело в том, что  проверять бывшая СЭС может только те объекты, которые стоят в плане проверок.

- Так как служба наша только создана, то плана проверок пока нет, - объясняет Неля Салькова. - Мы можем начать проверку либо по обращениям, либо по поручению, получив разрешение из Киева на внеплановую проверку.

То есть, о превентивных мерах говорить не приходится.

- Мы вмешиваемся, если в Днепре происходит конкретный случай отравления, информацию о котором мы получаем в качестве экстренного уведомления через лечебную сеть, предоставляющую диагноз, - уточняет начальник службы. - Обращение мы отправляем в центральный орган - в Киев, где убеждаются, что у нас нет заинтересованности в проверке какого-то конкретного предприятия с целью давления. После этого в течение 2-3 дней мы идем смотреть на этот продукт, отправляем его в лабораторию. Потом - варианты: если речь идет о защите прав потребителей, то штраф в 10-кратном размере…

Сейчас, как рассказал Андрей Кондратьев, служба готовит предписание городским властям, чтобы был рассмотрен вопрос об исключении возможности приготовления еды в подобных ларьках, которые даже не подключены к канализации и водоснабжению.

- Почти полностью готовы документы для рассмотрения на уровне сессии горсовета вопроса о запрете приготовления продуктов питания на таких объектах. Мы не имеем ничего против реализации одежды, обуви - там нет эпидемической нагрузки. Что же касается продуктов питания, то невозможно их приготовить там, где нет проточной воды и канализации. Это должно быть аксиомой, - считает Кондратьев. - Другого варианта нет. Человеку негде помыть руки! А каким образом он пользуется сан-узлом - это уже вопрос, который, наверное, и описывать не стоит.

По его мнению, "когда человек покупает шаурму в таком киоске, он сродни тому, кто собирает дикорастущие грибы. Он либо решил сыграть с судьбой, либо использует достаточно изощренный способ самоубийства", - полагает главный санврач.

Таким образом, государство полностью снимает с себя ответственность за безопасность своих граждан.

А теперь вопрос: когда житель Европы принимает решение перекусить на улице, разве он может предположить, что этот киоск готовит еду незаконно, что его никто не проверяет и не контролирует?!

Разве это не зона ответственности государства?

Корреспондент "Вечерки" выяснила у директора департамента потребительского рынка и сферы услуг Днепропетровского горсовета Руслана Мороза, какие разрешения нужны для открытия МАФа с едой.

Оказалось, что когда выдается разрешение на открытие МАФа, сфера его деятельности даже НЕ оговаривается! Никаких разрешений на приготовление пищи в МАФах не нужно! А "контролировать их деятельность должна СЭС".

Та самая СЭС, которая теперь Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей в Днепропетровской области. Та самая, у которой и полномочий-то, по большому счету, сегодня нет - мораторий на проверки и отсутствие прав на приостановление деятельности мафов-нарушителей.

- То есть, чтобы открыть киоск по изготовлению и продаже шаурмы, и, например, одежды, нужны одинаковые разрешения? - в недоумении уточняю я.

- Разрешения не нужны, - отвечает Руслан Мороз. - Просто заключается договор на использование городской территории.
И все! И делайте, что хотите! Хоть потравите всех!

Где же начинается и заканчивается степень ответственности власти?

- У нас просто отсутствует регулирование каких-либо норм уличной еды, - сетует организатор фестиваля "Уличная еда" Роман Тугашев.

- Только недавно на законодательном уровне определились, что такое фудтрак. По прописанным нормам фудтрак должен иметь стационарное подключение к канализации.

- В мире уличной еды очень много, и это абсолютно ежедневный формат, - рассказывает Роман.

По его словам, в Европе уличная еда - это цивилизованный способ перекуса для занятых людей, студентов, тех, кто торопится, чтобы ждать оформления заказа.

Под эту категорию подпадают не самые бедные, а просто деловые люди, которые не желают тратить ни много времени, ни много денег. При этом они требовательны в плане безопасности, качества, упаковки, сервиса и удобства поедания на ходу или стоя.

Уличная еда в Европе стоит довольно дешево и отлично приготовлена, так как в Евросоюзе жесткий контроль качества.

- Я считаю, что уличной еды должно быть много, тогда количество перейдёт в качество, - считает участник фестиваля "Уличная еда", владелец эспрессо-бара Игорь Сухомлин.

Для примера: Париж знаменит не только своими ресторанами и бутиками, но и многочисленными "блинными". На улицах  - море выпечки, которой славится Франция.

В польском кебаб-баре

В польском кебаб-баре

На польских улицах - ярмарка недорогой вкуснятины. Королева польской уличной еды - запеканка (zapiekanka). Обважанек/Бейгл/Брецель - это три разных вида бубликов. Вареники (pierogi), кстати, самая известная польская еда. Осцыпек (оscypek) - это изысканный сыр из овечьего молока, его готовят на гриле и  едят прямо на улице. И, вы удивитесь, дюнер-кебаб - по-нашему - шаурма. Но при этом никому из поляков, любителей кебаба, не придет в голову задуматься о качестве этой еды.

- В целом у нас в Европе хороший контроль качества мяса, и потребитель может рассчитывать на это, - констатирует эксперт по вопросам пищевой безопасности Фонда Генриха Бёлля и соавтор исследования "Атлас мясной промышленности" Кристина Кемниц. - В Евросоюзе одна из наиболее сложных в мире и самых дорогих систем контроля.

При этом Кристина Кемниц признает, что скандалов относительно продуктов питания, особенно мяса, тоже немало.

Но тот факт, что малейшее нарушение норм продуктов питания влечет за собой масштабный скандал, как раз подчеркивает, что контроль за их качеством существует не на словах.

Сейчас в Евросоюзе ввели уголовную ответственность за некачественный или фальсифицированный продукт. Если вы получили какую-либо альтерацию здоровья по причине некачественного продукта, вам пожизненно будут платить пенсию.

Нам же остается только надеяться, что реформирование служб, контролирующих качество продуктов и санитарно-гигиенические условия, приведет к улучшению ситуации в сфере питания. Что у нас перестанут продавать опасную для жизни шаурму. А если с кем и случится неприятность, то это будет действительно единичный случай, а виновный получит соизмеримо серьезное наказание.

А пока наша страна медленно, но уверенно следует в направлении цивилизованных стандартов, ответственность за нашу безопасность лежит на нас самих. Давайте не будем рассчитывать на "авось пронесет".

Анна ДУШКОВА

Метки: шаурма