Министр здравоохранения Украины Олег Мусий посетил Днепропетровскую область
Как известно, на Днепропетровщине только ленивый не критиковал пилотный проект скандально известной медицинской реформы. Каким образом собираются «реформировать реформу» новые власти, и собираются ли вообще? Об этом «Вечерка» спросила у министра здравоохранения Украины Олега Мусия, который на днях посетил Днепропетровскую область.
Ознакомиться с днепропетровскими «инновациями» у министра возможность была: он открыл в областной клинической больнице имени И.Мечникова отделение гемодиализа, посетил военный госпиталь, пообщался с ранеными бойцами из зоны АТО. Проинспектировал 16-ю и 7-ю днепропетровские городские больницы, станцию скорой помощи, детскую клиническую больницу №3. Заглянул в днепропетровскую медакадемию.
- На основании имеющегося опыта в реформировании здравоохранения в пилотном регионе Днепропетровска (а он в чем-то позитивный, а в чем-то негативный), можно говорить, что люди, в том числе и врачи, нацелены на перемены однозначно, - ушел от прямого ответа Олег Степанович. - И в этом тоже есть позитив. Серьезных недостатков, каких-то провалов не заметил при посещении восьми медицинских учреждений.
Больше всего высокому гостю понравилось технологическое оборудование, которым оснастили нашу станцию скорой помощи.
- Вся Украина должна учиться такой специализации скорой помощи, - похвалил нас министр.
А все же: что думает министр о закрытии целого ряда медицинских учреждений в рамках медреформы в нашем регионе?
- Считаю, что учреждения здравоохранения надо реорганизовывать и многие закрывать, это сомнений не вызывает. Сегодня в одной из больниц, я видел, что из 40 коек заняты только 10. А ведь за это вы платите налоги. С пустых коек удерживаются коммунальные услуги, заработная плата и т.д., в то время как эти деньги можно направить другим. По сути, платим за воздух.
Однако, по словам Олега Мусия, закрытие учреждений здравоохранения возможно лишь в том случае, если будет предоставлена альтернатива оказания медицинской помощи. Например, построена амбулатория семейной медицины. Если на протяжении года - двух люди будут удовлетворены качеством нового обслуживания, лишь тогда отомрет потребность в социальных учреждениях, как-то амбулатория в каком-нибудь селе.
- Не секрет, что амбулатории носят больше социальный характер, чем лечебный, - убежден министр. - Значит, надо дать врача, который будет лечить людей. И это территориальная громада должна сказать, какое лечебное учреждение нужно, какое - нет.
Медстрахование не за горами
Вопрос ребром: как теперь будут финансироваться больницы и поликлиники?
- В системе финансирования ожидаются коренные изменения, - не скрывает Олег Степанович. - Сегодня 95% финансов здравоохранения - это государственный бюджет. Это и «закрома Родины» - 3,5% ВВП, к величайшему сожалению. А для того, чтобы нормально существовала система здравоохранения, нужно 6 - 7%. Потому-то за медуслуги нам приходится доплачивать из собственного кошелька.
По словам Олега Мусия, новая система здравоохранения предусматривает внедрение системы обязательного государственного медицинского страхования. Пока все упирается в Налоговый кодекс. Изменения возможны лишь в том случае, если будет уменьшено общее количество налогов.
- Психологически наши соотечественники готовы платить какие-то деньги на здравоохранение, - считает Олег Мусий. - Но это должен быть целевой и конкретный взнос в общегосударственный фонд «Здоровье», который еще предстоит создать. Фонд будет распределять деньги, поступившие конкретно на здравоохранение, а не в «закрома Родины», откуда потом придется долго ждать финансирования.
Система медицинского страхования уже разработана Министерством здравоохранения. И, как предполагает министр, в ближайшее время проект будет вынесен на обсуждение в правительство и Верховную Раду.
- Необходимо создать рынок оказания медицинской помощи, - подчеркнул Олег Мусий. - Когда будут готовы специалисты, структуры и другая база, а также уменьшена налоговая нагрузка на работодателей и работающих, только тогда 2015 или 2016 год станет датой введения страховой медицины. И мы в полной мере будем понимать, что за те 7%, которые платим за здоровье, сможем в каждом учреждении здравоохранения получить определенный перечень услуг. Я полагаю, что это справедливо и правильно.
Бесплатной медицина не бывает
7 процентов, которые мы будем платить «за медицину», - тоже деньги. А как же 49-я статья Конституции Украины, которая гарантирует нам бесплатное лечение?
- Я считаю 49-ю статью Конституции не соответствующей 95-й статье Конституции. Между этими двумя статьями существуют противоречия, - убежден министр. - 49-я статья говорит о безоплатности оказания медицинской помощи. В статье записано также, что медицинская помощь оказывается на принципах медицинского страхования. Именно поэтому можно говорить, что вы должны вносить взнос в общегосударственный фонд. А он социально распределяется между всеми. Например, и за дорогостоящую операцию. Скажем, операция по трансплантации костного мозга стоит 50 тысяч гривен. Такая операция, вопреки существованию или несуществованию 49-й статьи, безоплатно не может быть проведена. Априори. Именно поэтому внедрение механизма медицинского страхования, который предусмотрен той же 49-й статьей Конституции, является выходом из той проблемной коллизии, которая есть в Конституции.
Мы должны ответить себе на вопрос: нам лучше иметь декларативную статью или реальную? На самом деле, эта статья является декларативной относительно оказания медицинской помощи. А правда у нас совсем другая. Так, может быть, давайте скажем честно, что нигде в мире нет безоплатной медицинской помощи. А то в Конституции записан красивый лозунг коммунистов, который не обеспечен деньгами. Чтобы выполнить эту статью Конституции, нужен бюджет в 150 миллиардов гривен. А государством заложено в здравоохранение 50 миллиардов. Преступно обманывать народ, говоря о существовании безоплатной медицины.
Второе. Существует 95-я статья Конституции, прочитав которую, вы можете заметить, что финансирование всех государственных налогов осуществляется в границах государственного бюджета, выделенного на каждый год. А этих 50 миллиардов хватает на оплату труда врача в 2000 гривен и на то, чтобы на медикаменты выделить 8 процентов и на коммунальные налоги - 5 процентов. Других денег в государстве нет.
Каким образом изменить 49-ю статью Конституции? Первый путь - обращением в Конституционный суд, который должен растолковать, в каком объеме оказывается безоплатная медицинская помощь. Другой путь - после слов «безоплатная помощь» поставить запятую и написать: «в границах бюджетного финансирования».
Лариса СТОЛЯРОВА
Метки: здравоохранение, Олег Мусий