Принцип Лобановского: не слышать, не видеть, не говорить

Лобан

Уникальные истории из жизни днепропетровских спортсменов и тренеров в рассказах спортивного обозревателя «Вечерки» Анатолия Косого

6 января исполнилось бы 75 лет выдающемуся советскому и украинскому тренеру Валерию Васильевичу Лобановскому.

До этого юбилея он не дожил 12 лет — острое нарушение мозгового кровообращения на фоне гипертонического криза случилось 7 мая 2002 года в Запорожье прямо во время матча динамовцев Киева с «Металлургом». Гости тогда увезли домой победу (3:1), а их тренера срочно госпитализировали в местную больницу. Позже Валерия Васильевича перевезли в Киев, но спасти жизнь Мэтра не удалось — 13 мая он скончался.

* * *
Уверен, что писать или рассказывать о Лобановском невероятно сложно любому журналисту — настолько сложной и  противоречивой была эта глыба мирового тренерского цеха. Одни искренне считают его главным диктатором футбола. Другие — чуть ли не инициатором договорных матчей в СССР.

При всем этом обязательно учитывается общеизвестная закрытость Валерия Васильевича и давняя нелюбовь к спортивным обозревателям вообще.
С учетом того, что отношение к прессе является одной из главных идей этого юбилейного материала о Лобановском, в заголовок и вынесен как раз один из самых важных, на его взгляд, принципов тренерского труда. Принцип вроде парадоксальный: что значит «не слышать, не видеть, не говорить»? А как же тогда учиться жизни, совершенствоваться и т. п.?!

Суть этой фразы из книги самого Мэтра «Бесконечный матч» раскроется позже. А пока скажу, что мне с темой о Лобановском повезло дважды. Во-первых, потому что 29-летний еще два месяца назад нападающий (и капитан) донецкого «Шахтера» приехал начинать тренерскую стезю  осенью 1968-го именно в Днепропетровск, а во-вторых, я тогда только-только начинал карьеру спортивного журналиста.

В моей книге «Днепр» -чемпион!» история нашего знакомства описана достаточно подробно потому, что она как раз лучше всего характеризует отношение будущего гуру тренерского цеха не только украинского и советского футбола к делу, которому он собрался тогда посвятить всю свою жизнь без остатка. В прямом, к сожалению, смысле — до трагического случая прямо на тренерской скамейке в Запорожье...

Мы одногодки (он старше на один месяц и один день) — начинающий тренер и начинающий репортер. Встреча состоялась благодаря давнему товарищу, арбитру всесоюзной категории Анатолию Гладкому, который работал инструктором по футболу областного спорткомитета. В его кабинете мы и беседовали. Ничего выдающегося в том интервью быть, конечно, не могло: стандартные вопросы — стандартные ответы.

Удивило другое: тщательное и скрупулезное внимание Лобановского к каждому слову, когда он позвонил мне на работу — в редакцию многотиражной газеты ДЗМО (теперь «Днепротяжмаш») для сверки всего текста. Это позже все будут знать, что мелочей у Валерия Васильевича не бывает. А тем более — в чем-то публичном...

* * *
В Днепропетровске Лобановский прожил пять лет — с 1968-го по 1973-й. И останется в нем навсегда — сначала тем, что выведет «Днепр» в высшую лигу (впервые в истории местного футбола!), а теперь вот и в названии одной из улиц нашего города (к 30-летию первого чемпионства днепрян пару месяцев назад в Днепропетровске появились улицы Валерия Лобановского, Владимира Емца и Евгения Кучеревского).

Счастливое совпадение: в 1972 году футболисты «Днепра» начинали свой первый сезон в высшей лиге, а наша газета возрождалась после многолетнего перерыва. Горжусь, что в первый январский номер «Днепра вечернего» удалось подготовить и большую статью Валерия Васильевича — с планами на дебютный сезон и теплыми пожеланиями журналистскому коллективу доброго пути.

* * *
Есть у меня книга одного из киевских авторов, подписанная (с наилучшими пожеланиями) известными в прошлом футболистами «Днепра» - Володей Пильгуем, Валерием Поркуяном, Виктором Мирошиным, Станиславом Евсеенко, Рыкуном-старшим — Валерием (и даже легендарным олимпийским чемпионом по фехтованию Григорием Криссом!) на встрече бывших игроков нашей команды четырех поколений, которую организовал в 2005 году страстный поклонник футбола, бизнесмен Александр Подлубный. Посвящена она творческому пути Лобановского и называется «Четыре жизни в футболе».

Говорится в ней, естественно, больше о работе и достижениях Валерия Васильевича в киевском «Динамо», а вопрос перехода туда из «Днепра» описывается так. Еще летом (а переезд в Киев состоялся поздней осенью 1973-го) из столицы последовал авторитетный телефонный звонок с просьбой не принимать предложений от других клубов: вполне вероятно, что после окончания сезона будете назначены старшим (тогда еще не было главных — А.К.) тренером «Динамо» .

Дальше все знают: уже следующий сезон для Лобановского стал чемпионским. А год 1975-й по праву называют вершиной столичного клуба вообще - «Динамо» завоевало золотые медали чемпионата СССР, впервые в истории советского футбола выиграло Кубок УЕФА и Суперкубок УЕФА, а его форвард-ракета Олег Блохин получил «Золотой мяч лучшего футболиста Европы!
Относительно же названия книги, то тут можно поспорить — сколько жизней прожил Валерий Васильевич Лобановский.

Остановиться подробнее хотя бы на двух-трех из них — не хватило бы места сразу в нескольких номерах газеты (да что там: одно перечисление побед и достижений общепризнанного в футбольном мире Мэтра заняло бы добрую страницу).
Как, например, обойти стороной провал «Динамо» образца 1984 года (10-е место в чемпионате СССР), после которого стоял вопрос об отставке Лобановского? Или — устойчивое мнение, что «договорняки» в советском футболе пошли именно с него?
Что же касается «Днепра», то об одной хитрости Валерия Васильевича рассказал мне как-то бывший игрок нашей команды еще 60-х годов, а затем — детский тренер футбольной школы «Днепр-75» Павел Куприенко. Узнав, что в день важного матча из Киева в Днепропетровск приезжает известный спортивный журналист, Лобановский поручил Павлу Константиновичу, входившему тогда в административный состав нашего клуба, встретить его «достойно» - показать город и т. п.

Куприенко так и сделал: встретил, прокатился с гостем (и хорошим угощением) катером по Днепру. Очарованный таким приемом, репортер  только в конце прогулки вдруг заметил: на стадион «Метеор» он безнадежно опоздал.
В чем был секрет такого «хода конем» Мэтра?
Часы у Павла Константиновича оказались с подвохом (переведены на два часа назад)...

* * *
Уверен, что нелюбовь Лобановского к спортивным журналистам была во многом справедливой.

Если точнее, то это было ответной реакцией на далеко не всегда профессиональные оценки его команды, отдельных футболистов, их труда вообще. Будучи профессионалом высокого класса, Валерий Васильевич другого отношения человека к своему делу хронически не терпел. Каждый уважающий себя журналист, когда пишет о чем-либо, обязательно должен вставить фразу «по-моему мнению». Отсюда — его редкое общение с прессой, закрытость.
От нашего брата-журналиста Лобановский натерпелся столько, что вынужден был выработать для себя правило: «Не слышать, не видеть, не говорить».
Другими словами: что бы о тебе ни говорили, ни показывали «по ящику» - не оправдывайся, а продолжай работать с полной отдачей сил. Время обязательно расставит все по своим местам.
Как расставило оно и с самим Лобановским.

P.S. Подробнее о ведущих тренерах и футболистах днепропетровской команды, интересных подробностях, связанных с двумя триумфами на всесоюзной арене (1983, 1988 г.г.), можно прочитать в книге Анатолия Косого «Днепр» - чемпион!».
Справки о ее приобретении (с автографом автора) по тел.: (056)374-34-20, 374-34-05.

Анатолий КОСЫЙ