Недавно мне в руки попала книга нашего земляка Никиты Васильева, работника ресторанного бизнеса, под названием "Фой Райт и заброшенный детский лагерь", вышедшая в свет в 2011 году в "Порогах". Написанная жутким языком (чего только стоят такие перлы: "Отсканировав ее, на другом компьютере уже появился чертеж" или "От такого известия у Фоя мысли забегали, сражаясь друг с другом, не зная, кому звонить первому" или же "Через минуту, которая сопровождалась звонкой тишиной…"), она, тем не менее, воскресила в моей памяти давние полузабытые истории, происходившие в Новомосковском районе нашей области.
Странная девочка
В книге приводится легенда о заброшенном лагере, построенном где-то в Орловщине еще в 1905 году. Первоначально он предназначался для реабилитации солдат, получивших ранения на полях сражений (в Крымской войне, русско-японской и прочих), но названия его уже никто не помнил. В советское время лагерь отдали детям, но что-то в нем было не так, поскольку закрывали его четырежды, и при довольно странных обстоятельствах. Первый раз - на полгода в 1921 году из-за какого-то штрафа, затем - в 1933-м по причине голодомора сроком на один год, потом во время войны, а окончательно - после проведенной в 1948 году реконструкции. Причем, как записали в акте закрытия, "из-за аварийного состояния". И это-то после капремонта!
С того времени ни на картах Украины, ни в каких-либо справочниках этот лагерь не значился. Герои книги, все иностранцы, предполагают, что, возможно, на самом деле там спрятано что-то секретное либо на его территории расположилась военная база. Ребята отправляются на поиски заброшенного лагеря, но правда оказывается куда страшнее.
Как рассказывает им накануне своего самоубийства старый сторож со странным именем Айленд, однажды власти решили разбить тут международный учебный лагерь под названием "Горняк" (сейчас такое название носит совсем другой лагерь, расположенный тоже в Орловщине на берегу Самары). Из многих стран приехали дети, потомки элитных семейств, и только в один отряд попала девочка-сирота десяти лет по имени Эллисон. Это был очень странный и замкнутый в себе ребенок, и дети, как то водится, стали над девочкой издеваться - дразнили, толкали, ставили подножку, дергали за косички, подкидывали в постель дохлых мух, жуков, тараканов и даже лягушек. Но и девочка оказалась не промах, поскольку, как оказалось, обладала даром насылать в отместку сверстникам кошмарные сны, подобно Песочному человеку или Фрэдди Крюгеру, герою фильма ужасов Уэса Крейвена 1984 года. Потому к ее первоначальному имени Элли вскоре добавилось окончание "сон". И стала она Эллисон.
После нескольких таких сновидений у детей развилась паранойя, но о причинах ее они никому из воспитателей почему-то не рассказывали. И только один мальчик, после долгой работы с психологами, все же решил описать свой сон, но письменно. А когда сделал это, то… пропал. Бесследно. Развернутые поиски ничего не дали. Записку же с описанием его снов сожгли, чтобы не возникло ненужных вопросов. Так что содержание ночных кошмаров осталось неизвестным.
Спустя время стали исчезать и другие дети. Теперь над странной девочкой уже никто не потешался, откровенно считая ее ведьмой. В конце концов администрация лагеря решила отправить ее обратно домой в Англию, в Оксфордский дом приюта, но 5 июля 1948 года ее нашли повешенной на дереве в лесу. После этого происшествия лагерь и закрыли окончательно, а призрак покончившей с собой девочки с тех пор якобы все ищет по опустевшему лагерю тех, с кем можно было бы поиграть в смертельные игры. Поэтому лагерь обнесли колючей проволокой, а вход в него замуровали.
Такова легенда, переданная выпускником технолого-экономического колледжа Васильевым.
В этом лагере пятеро героев в самом деле сталкиваются с рядом необъяснимых явлений, в том числе и призраком погибшей девочки, а выбраться назад никак не могут: ворота кто-то запирает изнутри, батарейки и ноутбук разряжает, в бывшей столовой их преследуют зловещие видения, мобильная связь отсутствует, лодки тонут и так далее и так далее. И хотя, в конце концов, все галлюцинации, по мнению врачей (как ребят обнаруживают и спасают, доставив в больницу, остается тайной), являются лишь запоздалыми последствиями давних травм, полученных много лет назад в групповом ДТП, а также проведенной на их мозге какой-то рискованной операции, - все странности это не объясняет.
Поиски гибельного места
В Орловщине я бывала неоднократно, а в расположенных там детских лагерях ("Лесная сказка", "Романтик" и прочих) на протяжении многих лет отдыхали мои дети. И легенду о неком заброшенном лагере, расположенном далеко в лесу, тоже слышали. Однажды, памятуя свой давнишний туристический опыт, пытались отыскать его и мы с мужем, когда отдыхали поблизости, но безрезультатно, поскольку никакие дороги к нему уже не вели. Правда, в одном месте в лесу мы вдруг обнаружили шлагбаум, а чуть дальше - проволочную загородку. Перелезть через нее труда не составляло, но мы не решились на это, так как муж предположил, что за ней могло располагаться некое гибельное место (болото, или не до конца разминированный со времен войны участок, или, к примеру, специально отведенная территория для захоронения радиоактивных отходов), и потому лучше не рисковать. Все это было, однако, очень и очень странно.
Как назывался тот лагерь, уже никто не помнил. Говорили, что он был организован в 1930-е годы на базе трудовой колонии для малолетних преступников, работавшей тут в 1920-х годах. В одной из таких колоний, расположенной в Днепропетровском районе, к слову, в 1924 году работал учителем-воспитателем и мой дедушка Петр Васильевич Романчук. Возможно, бывал он и в колонии на Орловщине.
Как гласит легенда, и она немного отличается от изложенной автором книги о Фое Райте, однажды там случился мор: многие подростки чем-то сильно отравились, кто попал в больницу, кто отдал концы, кто впал в кому. Ходили слухи, будто малолетних преступников потравила крысиным ядом повариха, сын которой был убит одним из них. Она специально устроилась работать туда, где отбывал отсидку убийца ее отпрыска. Вот и отомстила. Но доказано это так и не было. Колонию вскоре прикрыли, а в 30-х годах на ее месте разбили детский лагерь. И в нем вскоре стали замечаться странности.
Так, дети после недолгого пребывания в лагере становились необычайно агрессивными, так что драки и ссоры не утихали ни на миг. Не обходилось и без травм, а однажды прямо в палате среди бела дня была убита самая красивая девочка первого отряда, о благосклонности которой мечтал не один мальчишка лагеря. Кто это сделал, так и осталось загадкой.
Приехавшая комиссия предположила, что такое поведение могут вызвать какие-нибудь вредные испарения земли либо трав. Словом, особенности местности. Либо психологический стресс, вызванный долгим отрывом от родительской опеки и привычной обстановки. Бывалые же люди говорили, что это души умерших и захороненных на этой территории малолетних преступников временно подселяются к подросткам, вынуждая их совершать противоправные действия. Типичное явление одержимости.
Лагерь закрыли, захоронения на всякий с лучай перенесли на ближайшее сельское кладбище (те, которые нашли), а когда вновь запустили детскую базу отдыха, никаких странностей в ней уже не наблюдалось.
Бегство в никуда
Появились они лишь спустя четверть века. И выразились в резко возросшем количестве побегов из лагеря. Причем не всегда они оканчивались благополучным возвращением домой либо поимкой беглецов. Часть ребят до полного истощения блукала в лесу, кто-то тонул в реке при попытке ее переплыть, кто-то просто пропадал неведомо где. Причины побегов искали в жестоком обращении воспитателей, в нехватке еды или просто скуке. Но со всем этим в лагере как раз был полный ажур. Конкурсы, викторины, разнообразные кружки, танцы, кино - веселись не хочу. Еды вдоволь и самого лучшего качества. Условия обитания вполне пристойные. Воспитатели - ангелы во плоти. Тогда пришли к выводу, что, возможно, детей кто-то сильно пугал. Вот они и не выдерживали стресса. Но кто? И почему?
Те, кто оставался в лагере, ни в чем не признавались. Но, если присмотреться, было видно, что они в самом деле чем-то напуганы. Вот тогда и поползли вновь слухи о восставшем призраке (или призраках) умерших насильственной смертью малолетних преступников, могилы которых так и не были найдены и по сей день оставались где-то на территории лагеря. Дескать, по ночам они пугают ребят своим далеко не ангельским видом. А, возможно, чем-то еще. Но рассказать о том в советское безбожное время было сродни признанию в собственном безумии. Потому, якобы, дети и молчали.
В конце концов, лагерь вновь пришлось закрыть. На этот раз уже навсегда.
Окончание следует
Метки: городские байки