В 1970-1990 годы мне доводилось частенько бывать в районе корпусов национального университета, расположенных на проспекте Гагарина. В те годы университет был посвящен 300-летию воссоединения Украины с Россией, а ныне носит имя Олеся Гончара. В 70-80-е годы на факультете прикладной математики учился там мой будущий муж (а практику по математическим уравнениям у его группы вел будущий ректор ДНУ Юрий Поляков, царствие ему небесное), в 2000-х годах в стенах университета набирались знаний мои дети. Ну а я сама до распада СССР посещала секцию альпинистов и скалолазов. Поэтому в том районе мне был знаком каждый уголок. И, соответственно, ходившие вокруг некоторых объектов легенды, о которых вдруг вспомнилось во время второго локдауна. Возможно, ностальгия.
Объект 66
За Радиофизическим факультетом, на улице Генерала Пушкина, за высоким деревянным зеленым забором можно, если хорошо постараться, заметить двухэтажное здание, которое почти не видно между густых деревьев, облепивших территорию. К тому же, стоит дом на приподнятой местности, поэтому и с улицы практически не просматривается.
Закрытую территорию охраняют сторожевые собаки. Сквозь щель в заборе можно увидеть выходящую на юг широкую веранду с колоннами, увитую вьющимися растениями, фонтан перед ней и строение, похожее на баньку. Что находится в том домике, неизвестно. По слухам, какие-то мастерские, но к чему их так тщательно охранять?
Среди студентов ходили легенды, оказавшиеся не такими уж и далекими от истины, будто в том домике размещалась секретная генеральская гостиница.
Уже позже от бывшего начальника отдела кадров, офицера запаса Владимира Дмитриевича Г. я узнала, что построена она была в 1968 году, по решению Москвы, для отдыха генеральских чинов, съезжавшихся туда со всего Советского Союза. Служил спецотель и для проведения секретных совещаний - поскольку Днепропетровск в то время был городом закрытым, можно было не опасаться шпионской деятельности.
А началось всё с приезда в город некоего генерал-майора и Героя Советского Союза (его фамилия была засекречена) вместе с Генеральным штабом. В Доме офицеров он провел закрытое секретное совещание, которое завершил словами о том, что в городе, к сожалению, развила свою деятельность шпионская сеть. И привел ряд примеров.
Так, по его словам, выяснилось, что поскольку Днепропетровск - город закрытый, агенты обустраивались в Новомосковске, а оттуда приезжали в город на рейсовых автобусах. Был такой случай: один приехавший выдал себя за корреспондента газеты "Правда" и обратился к командиру авиадивизии с просьбой разрешить ему сфотографировать днепропетровские мосты. Тот, не разобравшись, дал ему вертолет, на котором московский гость и облетел все мосты. А когда уехал, то в штабе спохватились, позвонили в редакцию "Правды", а там ответили, что такой корреспондент в штате не числится.
Другой пример: как-то в Киеве проходила выставка американских товаров по очень дешевым ценам. Один подполковник купил своему отцу сапоги для охоты. А когда пришел домой и раскрыл покупку, то обнаружил внутри журнал "Лук", наподобие советского "Крокодила". На развороте этого журнала была размещена фотография днепропетровского ракетного завода, а в следующем под ней тексте указан начальник цеха, мастер и двое рабочих, которые занимались ракетным комплексом.
По инициативе именитого гостя и борца против шпионов в городе и появилась секретная гостиница под названием "Гостиница командующего". Объект получил кодовый номер 66/93, поскольку проект этого двухэтажного дома был разработан в Киеве в 1966 году. Вскоре было организовано 471-ое секретное управление, начальником которого назначили Владимира Федоровича Чуднова. А строительством по распоряжению Москвы занималась рота солдат. Работы шли днем и ночью. И в 1968 году объект был уже сдан в эксплуатацию.
Достоверно лишь то, что здание решили сделать неприметным с северной стороны, откуда оно проглядывалось, и роскошным с южной. Поэтому первую сторону сделали серой, угрюмой, а вторую - барской.
Всего в нем имелось семь номеров, в каждом - по две комнаты с телефоном, и общая кухня с электропечью. А во дворе - беговые дорожки, качалки и, разумеется, огромный гараж.
Было сымитировано и общение с природой. Выйдя на южный центральный балкон, высокий гость мог забросить удочку в небольшой водоем и вытащить из воды пар-тройку зеркальных карпов, которые каждое утро завозились сюда из парка имени Чкалова. Ну а для отдыха по желанию генерала привозили "девочек", которых брали либо из работниц ведомства или из студенток, мечтавших благополучно сдать экзамены (с этим им, разумеется, потом помогали). Благо, рядом был университет.
О том, что в гостиницу приезжал высокий гость, всегда узнавали по появлению фургона ЗиЛ или ГаЗ-66 кунг и разворачиванию антенны радиорелейной связи. Кабель электропитания подключался через окно в лаборатории.
Просуществовал днепропетровский генеральский курорт пять лет.
А в декабре 1973 года секретное 471 управление переехало в Ленинградский военный округ, на его же месте было создано управление под номером 971. И "Гостиница командующего" прекратила свое существование.
Однако, по слухам, она продолжала функционировать до 90-х годов, только уже для местных бонз.
Обо всем этом мне поведал бывший начальник отдела кадров этого учреждения.
Но так это было на самом деле или нет, проверить невозможно, поскольку вся информация об объекте до сих пор засекречена (либо ликвидирована). Потому рассказ кадровика пока относится к разряду городских баек.
В наше время былой прудик сменил фонтан, а генеральский гараж уступил место баньке.
Заброшенная башня
Напротив госуниверситета, на территории транспортного института (ныне он тоже обрел статус университета) высится пятиярусная водонапорная башня оригинальной конструкции, с высоким цоколем, редкими окнами на шестигранном фасаде и двухэтажной деревянной конструкцией наверху с балясинами и балкончиками (во время функционирования башни там обитал сторож).
Эту башню возвели в 1930-х годах в неороманском стиле, но она обслуживала только транспортный институт и принадлежавшие ему общежития, снабжая преподавателей и студентов водой, да и то лишь до войны. После чего никогда больше не функционировала.
Об этой башне тоже сложены легенды. Так, утверждают, будто возле нее меняется течение времени, то ускоряясь, то замедляясь. Поэтому лучше там долго не находиться - кто знает, в какую сторону в данный момент будет направлен временной вектор? А вдруг в сторону ускорения? Тогда есть шанс накинуть себе несколько годков.
Еще говорят, что пространство вокруг башни сильно обостряет чувства людей, превращая легкую влюбленность в сильную страсть или любовь, а неприязнь - в жгучую ненависть.
Недаром башней одно время интересовались любители мистики, которые по ночам собирались внутри для проведения своих ритуалов. А еще рассказывали, что в 1950-1960-х годах туда часто наведывалась некая очень и очень странная женщина. Независимо от времени года она постоянно носила длинный черный плащ с капюшоном, полностью скрывавшем ее лицо. Кто это был, так и осталось загадкой. Странность же дамы в черном состояла в том, что она часами простаивала у башни, шепча под нос то ли заклинания, то ли молитвы, то ли бог знает что еще. И так изо дня в день. И в снег, и в дождь, и в самую невыносимую спеку.

Согласно легендам, в пустующей водонапорной башне, высящейся во дворе Университета работников железнодорожного транспорта, собирались сатанисты и водились призраки
Среди студентов ходил слух, будто женщина эта является ведьмой, а тянет ее в это место заведшаяся внутри пустующей башни потусторонняя сила. Об этом, казалось, говорили и возникшие в конце 1970-х годов надписи на стенах со свастикой, сатанинскими лозунгами и странными символами. Когда именно и кто их нанес, неизвестно. Поговаривали, что эти знаки появились, когда странная женщина прекратила свои визиты к башне - то ли она переместилась в мир иной, то ли наконец попала в психлечебницу. Вот тогда там в определенные дни и стали собираться сатанисты. Определить их сборища можно было по колышущимся огням от свечей, отражающихся в высоких окнах башни, да мерным низким завываниям, доносящимся изнутри. Правда, ходила и такая версия: будто это собираются души погибших в разное время студентов, застрявшие между мирами.
С этой башней связана и реальная, но тоже отдающая мистикой история.
Однажды эти слухи решил проверить на себе студент мехмата ДГУ по фамилии Шулевич родом из Никополя, знакомый моего будущего супруга. Знала немного его и я. Шулевич не верил ни в Бога, ни в дьявола и воображал себя страшным циником. А еще он был заядлым игроком в покер. И вот как-то, сильно проигравшись, он поспорил, в обмен на крупную сумму, которую должен был выплатить победителю, что ночью проведет у башни три часа, а если там появятся сатанисты, то проберется и внутрь. Сказано - сделано. Однако утром он не появился в общежитии, а когда ребята отправились к башне, то увидели возле нее странную картину: Шулевич неподвижно стоял у ее основания, неестественно задрав голову вверх, и не откликался ни на какие слова. Пришлось вызвать неотложку. Из психбольницы он так и не вышел, окончательно повредившись рассудком. И университет, естественно, не закончил. Несколько раз товарищи проведывали его в лечебнице, но допытаться, что с ним случилось у башни, так и не смогли, поскольку Шулевич навсегда утратил способность к связному повествованию и вообще разумной речи, добавив тем самым к истории башни еще одну легенду. Что с ним стало потом и где он пребывает ныне, не ведаю.
Сейчас былая водонапорная башня, напоминающая своим абрисом средневековый замок, забита мусором, входы в нее наглухо заколочены, многие стекла в окнах выбиты, а деревянное навершие разваливается на глазах. Тем не менее, вид ее по-прежнему впечатляет.
Любовь РОМАНЧУК