(Продолжение. Начало в номере от 24 июня)
Приезд последнего российского императора в Екатеринослав оброс легендами и анекдотами. А многочисленные вопросы так и не нашли однозначных ответов. Посетил ли он Свято-Николаевский собор (в обиходе Брянскую церковь), построенную в честь 300-летия дома Романовых и названную именем небесного императорского покровителя - Николая Мир Ликийских чудотворца? Если нет, то по какой причине? А если да, то почему источники замалчивают этот факт? Далее, когда горожане видели царя, а когда - его двойника? Наконец, почему Николая неоднократно запечатлевали на пленку на его пути от вокзала к кафедральному собору, лазарету и историческому музею, но ни в один ракурс сделанных в тот же день снимков Брянского завода он не попал? При том, что фотографироваться самодержец очень любил и сам увлекался фотографией.
"Чертова" ракетка
В одной из книг мне в глаза как-то бросилась фраза о том, что, кроме денег, депутаты госдумы Михаил Родзянко и Михаил Терещенко во время визита царя в Екатеринослав в 1915 году подарили ему изготовленную на заказ теннисную ракетку (этим видом спорта Николай увлекался всерьез, став, по сути, его родоначальником в России). Лет десять назад эту вещь мне посчастливилось увидеть собственными глазами. История ее оказалась почти детективной.

В Екатеринославе царю подарили изготовленную на заказ теннисную ракетку. На снимке - Николай Второй, Великий герцог Эрнст Гессенский и Великий князь Дмитрий Павлович на теннисном корте
После казни царя 16 июля 1918 года ракетка в числе прочих предметов попала в руки командира отряда охраны Петра Ермакова, от него перешла к его внучатой племяннице Ольге (самого Петра Господь покарал бездетностью), ну а она подарила ее нашему земляку, служившему в середине 80-х годов в городке Ивдель Свердловской области. Так ракетка вернулась в наш город. Ее обладатель - офицер запаса, спортивный журналист Олег Чередниченко.
Изготовлена она была из тиса, а ее головка перетянута эластичной бычьей жилой (дорогое по тем временам удовольствие). Но куда больше изумили выбитые на горле (утолщение между стержнем ручки и головкой) гравюры. На одной стороне изображена звезда Давида (торговая марка немецкой фирмы S&S (L), распавшейся во время Первой мировой войны после смерти на поле брани ее основателей), а на другой - лукавый чертик, очень похожий лицом на Григория Распутина. Расплывшийся в улыбке рот запечатывало слово DEMON. Из-за чего ракетку прозвали "чертовой". Так депутаты тонко намекали царю на истинную природу "друга семьи".
Малиновый звон
Прямо с вокзала на автомобиле коронованный посетитель проследовал на молебствие в Преображенский собор (службу вел епископ Екатеринославский и Мариупольский Агапит Вышневский), после чего презентовал собору набор из 11 бронзовых колоколов общим весом 11 тонн. По ним в течение нескольких лет жители города и его окраин сверяли время, и так привыкли к тому, что выходили на улицу без часов, а при каждом звоне крестились. Моя бабушка вспоминала, что звук от колоколов был такой мощный, что слышался далеко за городом. В 20-х годах колокола конфисковали, заменив их звон гудком главной кузницы пролетарских кадров - металлургического завода им. Петровского. Куда делись бронзовые благовесты, так и осталось загадкой.
Лишь несколько лет назад утерянная звонница наконец была восстановлена. Теперь в ней снова 11 колоколов. Но, увы, звон их слышен лишь жителям близлежащих улиц.
Анекдот
В музее Александра Поля встретивший царя-батюшку директор Дмитрий Яворницкий решил удивить высокого гостя. И заговорил на украинском, приведя в смущение царскую челядь. Из рассказа о запорожцах государь не понял ни слова, тем не менее, историка ни разу не перебил, а, выслушав до конца, в книге почетных гостей оставил ироничную запись: "Мне музей очень понравился. Я очень удовлетворен. Я очень благодарен проф. Яворницкому за пояснения. Николай".
За такую выходку ученого на другой день вызвали в полицейское управление. Однако историк вины не признал, ответствовав полицейским: "Хоть разок послушал царь наш язык народный - что ж тут плохого?". Полицейские переглянулись и отпустили историка.
Я же невольно задумалась над тем, а как бы среагировал на такой прикол нынешний российский президент?
Брянка
В дневнике Николая есть такая запись:
"Поезд подошел к Брянскому Александровскому Южно-Российскому заводу, кот. я осмотрел не торопясь и с большим вниманием; видел действие доменных печей и производство рельс, стальных листов, брони и проволоки. Рабочих 9500 чел. - все делается из наших материалов и вообще производит прекрасное впечатление. В 5 с четвертью уехал через Екатеринослав на Синельникове на север. Порядок в городе и на заводе был образцовый".
Посещение самодержцем Брянки увековечено в фотоальбоме под названием "Пребывание Его Императорского Величества на Александровском южно-российском заводе брянского общества", два экземпляра которого хранятся в Днепровском музее истории металлургического завода на проспекте Сергея Нигояна. Первый экспонат, как рассказала мне директор музея Людмила Черкашина, подарил музею бывший министр высшего и средне-специального образования Украины 80-х годов Григорий Ефименко, отец и дед которого работали на заводе Петровского. А другой в 2008 году вручила музею семья врача Оксаны Одинец. Подаренная после войны ее деду Аркадию реликвия перекочевала в Москву, и лишь через проводницу поезда ей удалось вернуться на родину. Больше этих раритетов в стране нет.
В этом альбоме опубликован маршрут царя, пожелавшего "подробно проследить весь процесс превращения куска железной руды в готовый продукт металлургического производства" (оказалось, он прекрасно разбирался в премудростях металловедения). Изданию предпослан текст монаршей благодарности "за блестящий порядок во время Его пребывания на заводе и за блестящую работу на пользу отечества и для нужд обороны, которые оставили в Нем глубокое впечатление".
Удивление вызывает лишь одна странность: ни на одной из сотен фотографий нет фигуры самодержца. Даже момент встречи императорского величества на станции Горяиново запечатлен до его приезда.
Пояснить этот факт мне никто так и не смог.
Полотенце, фильм и пуля
В этом же музее хранится вышитое к 300-летию дома Романовых в красных тонах полотенце, на котором царю в тот далекий зимний день на станции Горяиново преподнесли хлеб-соль (до 1930 года оно пребывало в Брянской церкви!). Со временем полотенце выгорело, но выглядит вполне пристойно. В качестве узоров на нем использовалась царская символика - двуглавый орел и корона. Долженствующий быть синий цвет (бело-сине-красная гамма выдерживалась на всех государственных знаках) отсутствовал.
Жители окрестили рушник "кровавым" и не ошиблись: спустя три с половиной года после посещения Екатеринослава, в далеком Екатеринбурге (тоже городе Екатерины!) императора казнят. По странному стечению обстоятельств, гильза от одной из пуль, выпущенных в него из австрийской винтовки "Менлихер", в начале 80-х годов прошлого века вместе с "чертовой" ракеткой вернулась в Днепр. Передала ее нашему земляку Олегу Чередниченко родственница участвовавшего в казни командира охраны Петра Ермакова, а летом 2008 года подержала ее в руках и я.
(Окончание следует)
Метки: городские байки