После выхода в свет номера «ДВ» от 28 апреля с рассказом «Маленькие трагедии» в разделе «Мистика» на мою электронную почту пришло письмо от Виктории Чаевой, проживающей в Диевке и работающей учительницей русского языка и литературы. Мы списались, и она рассказала такую историю, вспомнить о которой помог вышедший в газете очерк.
Бабушка
- Много лет назад я похоронила свою любимую бабушку, с которой нас связывали очень тесные узы, - поведала Виктория. - По сути, она меня воспитала, поскольку родители много работали, ездили в бесконечные командировки, а в свободное время ходили по гостям.
Бабушка Аля нянчила Викторию с самого рождения. После смерти, как считает внучка, часть ее души переселилась в ящерку
Бабушка, нянчившая меня с самого рождения, довольно рано научила меня читать, на всю жизнь привив страсть к чтению, водила в театры, все постановки которых знала до реплик, тайком от родителей посещала со мной церкви, а во время каникул мы коротали с ней время на даче, где облазили все ближайшие леса, овраги и пруды. Бабушка была, как говорят в наше время, очень продвинутой, знала все фильмы, писала стихи и старалась привлечь к этому делу меня (правда, безуспешно – я стала учителем). Писала она для своих, для души, и никогда не пыталась публиковаться. И еще рассказывала мне множество всяких историй о рае, жизни после смерти и прочих таинственных вещах. И всегда защищала от нападок предков. Однажды во дворе Троицкой церкви, куда мы вышли после службы, нас заметила проходившая мимо моя классная руководительница (она, как оказалось, жила недалеко), разразился скандал, родителей вызвали в школу, а они устроили разнос мне, но бабушка встала за меня горой и заявила, что никому не позволит забирать меня от Бога.
После этого мы сильно перессорились, и я целый год прожила у нее.
Поэтому когда бабушка умерла, не дожив пару месяцев до своего 75-летия (ее разбил инсульт, когда она работала в своем огороде), мое горе было безутешным. Я плакала о ней года три, пока не вышла замуж и не окунулась в другие проблемы. Но и тогда бабушка мне часто снилась в своем ситцевом платье в горошек, с коротко постриженными седыми волосами и в больших круглых очках. К сожалению, она ничего не говорила мне, как я ни пыталась завязать контакт: видимо, мертвым не дано общаться с живыми. Но дело не в этом.
Бабушка жила в соседнем с нашим частном доме и до смерти пользовалась печью, отказавшись от газификации – считала, что так еда намного вкуснее и полезнее. Когда она умерла, родители продали ее дом, а я в память от бабушки забрала на дачу ее мебель со всеми хранившимися в ней вещами и даже перевезла туда остатки неиспользованного бабушкой угля, хотя там он был вовсе не нужен. Прошло уже лет двадцать, а этот уголь по-прежнему лежит у песочницы, и мы все никак не решимся его убрать.
Зеленая спасительница
- Так вот, - продолжала Виктория. – Через полгода после смерти бабушки в этой свезенной на дачу угольной куче завелась ящерка.
Этот снимок Виктория сделала в мае этого года. На нем видна ящерка, которая живет на даче с момента смерти бабушки, облюбовав для жилья угольную кучу
Обычно эти рептилии водились только у пруда, а на даче никогда раньше на глаза не попадались. А тут юркое создание нашло себе убежище в таком, вроде бы, непривлекательном месте, как угольная куча. Самое же интересное, что ящерица совершенно не боялась меня, подпуская на расстояние вытянутой руки. А вот от других тут же ускользала меж камней. Мои дети как-то попытались ее поймать, но я пресекла эти попытки. Что-то подсказывало мне, что это пресмыкающееся выбрало мою дачу не случайно.
Иной раз, повернув голову, она долго смотрела на меня, и ее взгляд казался до боли осмысленным.
Что еще любопытно: каждый год я видела всего одну ящерку, хотя наверняка там укрывалось целое семейство. И всегда она была такой, какой я увидела ее в первый раз.
В прошлом году получилось так, что она меня спасла если не от гибели, то от травм точно. Как-то я приехала на дачу одна и, как обычно, прежде чем открывать двери, решила пройтись по участку, посмотреть, как растения перенесли засушливую неделю августа, что где завелось, и что надо в первую очередь делать. Накануне же сосед завел у себя собаку – огромного пса, помесь овчарки и дворняги. В его отсутствие она свободно бегала по участку, охраняя его от непрошеных гостей – прежде всего, повадившихся на него кроликов, уничтожавших морковь и капусту. Но то ли собаке однажды стало скучно, то ли ее что-то привлекло на нашем участке, только ей вздумалось в наше отсутствие прокопать под проволочным ограждением дыру, в которую она свободно пролезала. Когда я приехала, у проголодавшейся псины (ее хозяин появлялся раз в три дня) возникли свои планы. И из-под проделанной дыры она выбралась на межу. Я, естественно, ее не видела. И только собралась прогуляться по даче, как заметила в траве движение – по ней в мою сторону шустро шмыгнула ящерица. «И чего это она вдруг сиганула сюда?» - в удивлении подумала я, а затем подняла в ее направлении глаза и встретилась взглядом с замершей у кустов смородины псиной. В тот же миг она рванулась ко мне, одним прыжком перемахнув через песочницу, но я уже успела открыть дверь и заскочить внутрь. К счастью, вскоре на велосипеде приехал сосед и забрал собаку. Так, получается, ящерка спасла меня от растерзания.
Реинкарнация
- Появилась она в положенном месте и в нынешнем апреле, - подошла к окончанию повествования Виктория. - Для газеты я специально ее сфотографировала на свой мобильный телефон - как обычно, подойдя к ней почти вплотную. Ничего необычного во всем этом, казалось бы, нет. Я и сама так думала. Если бы еще не одно «но». Этой зимой мы решили подготовить к летнему ремонту дачу, которую не подлатывали лет двадцать – последний раз обои клеила бабушка, и хотя они местами отвалились, а местами выцвели или потемнели от копоти, менять их никак не поднималась рука. И вот мы стали освобождать от вещей мебель, чтобы вынести ее на веранду и освободить комнату. Чего только мы там не обнаружили! - изгрызенные мышами старомодные кофты середины XX века, юбки до пят, которых не носили, наверное, уже лет сто, фетровые женские шляпки всевозможных фасонов, наполовину уничтоженные молью.
А в глубине ящика старенькой тумбочки, тоже привезенной от бабушки, под грудой тряпья мы обнаружили стопку тетрадок. Это оказались ее записи: расчеты покупок, рецепты кулинарных изделий или лекарств, расписание работ, которые предстояло делать в ближайшее время, просто какие-то обрывочные дневниковые записи. Среди них я нашла несколько ее стихотворений, которые она, как обычно, записывала впопыхах, на клочках бумаги или среди своих бухгалтерских счетов. Развернув хрупкие листочки, я стала их читать, чувствуя, как сердце сдавило щемящей болью. Одно стихотворение заставило меня затрепетать. В нем бабушка писала следующее:
«И когда я умру и отправлюсь
к бесчисленным пращурам,
Часть души непременно оставлю в юдоли земной,
Пробегусь по траве любопытной зеленою ящеркой,
Своим близким кивая бесшеей своей головой».
- Конечно, не верилось, что душа бабушки вот так вот взяла и переселилась в тело ящерицы, причем по своему желанию, - продолжает Виктория. – Мне вообще мало верится в идею реинкарнации, ведь, по логике вещей, вера в переселение душ по своей сути равносильна неверию в бессмертие личности. Поскольку, если каждый раз душа, вселяясь в новое тело, ничего не помнит о своём предыдущем существовании, мы получаем совершенно другой субъект (по ощущениям, памяти, опыту, физике), а не продолжение чего-то уже бывшего на свете.
Но такое совпадение (появление ящерки в бабушкином каменном угле, мое спасение зеленой проказницей, бабушкины стихи) случайным тоже не могло быть. Иногда мне приходит в голову мысль, что это ее земной проводник, с помощью которого дух бабушки частично охраняет нас и может узнавать, как мы живем. А, возможно, как мне пояснили, это репликант – то есть подобие ящерицы (не зря она всегда выглядит одинаково). Но так или иначе суть – та же.
Любовь РОМАНЧУК
Метки: мистика