Путь к Уху

Кому только Крым в разные времена ни принадлежал: грекам, скифам, монголо-татарам, русским, украинцам. Независимо от этого он остается полной тайн и чудес территорией, где может происходить самое неожиданное.

В июле 2000 года, после десятилетнего перерыва (в 90-е было не до отдыха) я с семьей наконец-то вновь вырвалась в Крым, без которого ранее не мыслила и года. Причем не «дикарем», а по санаторной путевке в пгт Курортное, прилепившийся к легендарному вулканическому массиву Кара-Даг.

Мы и до того предпочитали активный отдых (восхождения в горы, путешествия, водные лыжи), а после столь длительного перерыва эта тяга просто зашкаливала.

Но 2000-й год в этом плане и в том месте оказался особым. Кара-Даг по неизвестным причинам оказался закрытым, и никого туда не пускали. Одни поговаривали, что там погибла (или же пропала без вести) группа туристов-любителей, и ученые решили проверить массив на возможность возрождения его вулканической активности. По словам других, в районе массива участились аномальные явления, а горные кряжи облюбовали для своих посадок НЛО. Ночами оттуда действительно видны были перемещающиеся красные огни и полосы, но кому они принадлежали, было не разглядеть даже в мощные бинокли.

Автор этих строк с мужем Николаем на склоне Эчки-Дага, 2000 год

Автор этих строк с мужем Николаем на склоне Эчки-Дага, 2000 год

Вулканическая прослушка

Тогда мы остановились на Ухе Земли (или Кулах Иерным) – карстовой пещере, расположенной на северо-восточном склоне горы Коккуш-Кая (скала голубых птиц) и названной так по  форме ее входа в виде ушной раковины.

Это сейчас любую информацию можно выудить из Глобальной Сети. Тогда же ни у нас, ни в санатории Интернета не было. Все сведения мы черпали из книг, карт и опросов местных жителей. Последние, кстати, упорно отказывались указывать место расположения Уха и рассказывали про него разные нехорошие байки. О том, что расщелина эта якобы бездонна и ведет в сам ад, и через это отверстие Земля прослушивает всё, что происходит в нашем мире. Или же о таинственных исчезновениях людей либо животных, случайно приблизившихся ко входу в узкую и незаметную расщелину. Или о том, что Ухо периодически меняет свое расположение, поэтому есть риск провалиться в него неожиданно. Поэтому вблизи Коккуш-Кая лучше молчать.

А еще о том, что если добраться до Уха и прокричать в него свою просьбу, то подземные духи исполнят ее. И этим оно еще больше манило.

В наше время вход в пещеру из соображений безопасности закрыт, но тогда его ничто не загораживало, хотя и никаких экскурсий, понятное дело, не было.

Словом, решили мы отыскать знаменитое Ухо и спуститься в него, насколько позволят обстоятельства, самостоятельно, не ведая о том, что спуск в расщелину возможен только со специальным снаряжением, и то при наличии спелеологического опыта. Правда, мы ранее занимались альпинизмом, поэтому наивно считали, что этот опыт вполне может заменить навыки спелеолога.

Хитрая бухта

Подняться на массив Эчки-Даг, на котором и расположена скала голубых птиц, можно из Лисьей бухты, в которой разбивали свой лагерь нудисты. Из Курортного до нее где-то час-полтора хода вдоль побережья, хотя прямой дороги в те годы еще не было. Требовалось то по морю огибать выступающие в воду мысы (Крабий, Змеиный и прочие), то взбираться наверх по склону, то спускаться в овраги. А уже от Лисьей бухты следовало начинать непростой подъем по безлесым и открытым палящим лучам солнца хребтам, разделяющим балки и овраги. Через полтора-два часа подъем приводил к единственному в данном регионе доступному источнику пресной воды, за которой сюда поднимались и нудисты – правда, уже в одетом виде.

Этот путь был нам уже знаком, мы поднимались сюда за водой, когда плескались в бухте, на ее удаленном краю, подальше от обнаженки. Берег там был ровный, без крупной гальки, и, соответственно, более удобное дно. А волны куда выше, чем в окруженном волнорезами Курортном. Нравилась и чистота. Нудисты постоянно убирали за собой, снося мусор в специально привозимые баки. Поэтому купаться мы ходили сюда, невзирая на расстояние.

От питьевого источника Бахр-Баш путь лежал к собственно Коккуш-Кае, на высоту около 600 метров. Через полкилометра от родника и начинался массив.

Телепортация

И вот, запасшись нехитрым снаряжением, взятым еще из дома, и отобедав, мы с двумя детьми (12-летней дочкой и 15-летним сыном) отправились в путь, чтобы успеть найти и попасть в расщелину до вечера.  Поначалу мы просили руководство санатория выделить нам сухие пайки по случаю экскурсии, чтобы отправиться в дорогу с утра, но поскольку поход был неофициальным, то получили отказ.

Наш корпус №5 выходил прямо к морю, на Набережную, и от него мы, как обычно, забрали вправо. Через полчаса хода Набережная заканчивалась незавершенной стройкой, после чего начиналось бездорожье.

Бодро  шагая, мы разговорились, обсуждая предстоящее проникновение в трещину и проверяя, всё ли взяли. В таких разговорах минуло полчаса. Улица должна была кончиться, но ей, казалось, не видно конца. Тут, наконец, мы прервали наши беседы и оглянулись. И обнаружили себя стоящими… на другом конце Набережной, выходящей к массиву Кара-Даг. От изумления мы на несколько минут потеряли дар речи. Если бы подобное случилось только со мной, мне бы никто не поверил, решив, что я по рассеянности пошла не в том направлении. Но тут свидетелями были четыре человека. К тому же, мы двигались верно, по-прежнему держа курс на Лисью бухту, а не спиной к ней. Только каким-то непостижимым образом попали в противоположный конец Набережной, словно нас незаметно телепортировали.

Естественно, мы были так ошарашены подобным перемещением, что в первые минуты растерялись. Но потом все же решили не поддаваться уловкам непонятных сил и продолжить путь. Правда, пришлось потратить еще полчаса, чтобы добраться до нашего корпуса, и еще столько же, чтобы наконец дойти до конца Набережной в нужном направлении.

В итоге в общей сложности мы потеряли полтора часа. И когда после утомительного подъема от Лисьей бухты до источника и краткого передыха возле него, вышли из густого леса из зарослей граба, дуба, держидерева, ежевики и дикого винограда на расположенную на древнем оползне поляну, солнце начало клониться к западу. А когда, миновав ее, добрались до неглубокого ущелья, от которого брал начало овраг Ветвистый, ведущий к известковым, изогнутых складками склонам Коккуш-Каи, стало смеркаться.

Где-то в ста метрах южнее, судя по картам, среди кустов шиповника и кизильника на голом известняковом склоне Коккуш-Каи таился вход в карстовый колодец Ухо Земли. Но на эти склоны уже опустились мрачные тени.

Потусторонняя база

В горах темнеет быстро и основательно. Прикинув, мы поняли, что нам как раз не хватило потерянных полутора часов, чтобы завершить свою вылазку. Пришлось возвращаться. У группы скалолазов, тренировавшихся рядом на склонах, мы спросили, знают ли они что-либо об Ухе Земли и не побывали ли они там. На что те в ответ лишь замахали руками.

- Не были и вам не советуем, - ответил один из них. – Дойти туда можно, а вот вернуться обратно – едва ли.

И рассказал, что из группы спелеологов из Феодосии, которые несколько лет тому назад исследовали Ухо, впервые вычислив его длину и глубину (соответственно 65 метров и 132, хотя, по их мнению, это был далеко не предел для этой пещеры), никого не осталось в живых. Что-то они там увидели, что видеть не полагалось. И ни о каких подробностях распространяться до самой смерти не хотели.

Вход в колодец, как рассказали скалолазы, имеет вид глубокой и узкой почти вертикальной щели, которую непросто найти среди валунов, разве что по тянущимся из нее сырости и холоду. Поэтому в той части скалы не принято даже устраивать тренировки. К тому же, всех желающих пробраться за черту Ухо само останавливает тем или иным способом.

Несколько снимков парень, издали наблюдавший за разломом, перекинул на наш фотоаппарат, чтобы после утомительного пути было не обидно уйти ни с чем. А ретироваться оттуда как можно дальше, по его словам, вынудило то, что он в конце концов увидел, как нечто или некто пытается выбраться с той стороны из щели.

- Скорей всего, там сейчас разбили свою базу пришельцы, поэтому туда лучше не соваться, - сделал он вывод.

А так это или нет, еще никому не удалось проверить.

Любовь РОМАНЧУК

Метки: мистика