Сейчас не до романтики: затяжные противные дожди, холода, унылое настроение, приевшиеся будни. И если кто-то в это время вносит в нашу жизнь капельку приятного разнообразия, романтическую нотку, - остается низко ему поклониться. Сергей Протальник «дышит» романтикой в любую пору года, есть у него такая способность - видеть в обычных вещах тень загадочного, непостижимого мира, полного красоты и высшего смысла. Потому и светло становится после общения с ним. Сегодня он решил поделиться особенностью своего видения с читателями и немного поднять им настроение.
Нечто
Александр Грибоедов в своей знаменитой комедии «Горе от ума» описал образ жизни великосветских бездельников, не знающих, чем бы в очередной раз заняться и как провести время. Как спрашивает Репетилов у своего лакея:
«Куда теперь направить путь?
А дело уж идет к рассвету.
Поди, сажай меня в кареты,
Вези куда-нибудь».
Один из таких бездельников, гений пера Ипполит Удушьев даже додумался до заумного определения «Взгляд и нечто», которое обо всем на свете и в то же время ни о чем. Репетилов поясняет Чацкому:
«В журналах можешь ты, однако,
отыскать
Его отрывок, взгляд и нечто – обо всём;
Всё знает, мы его на черный день
пасем».
Перечитав в который раз шедевр Грибоедова, Сергей Протальник решил и сам узнать, что это такое, это таинственное НЕЧТО.
- Чтобы наверняка выйти на него, пришлось искать его не днем, а полной загадок ночью, когда бывает, что дальше собственного носа не видишь, - ставит перед собой фотограф свою задачу.
Отправимся в ночную прогулку по городу вместе с ним и мы.
Полночь или 24.00
Место – середина аллеи, ведущей от памятника генералу Пушкину (танку) до монумента Вечной Славы (пересечение проспекта Дмитрия Яворницкого и улицы Фурманова).
- Это не условное название, а самая настоящая полночь, - поясняет наш гид. – Когда я, заприметив человеческую фигуру в белой одежде, растворяющуюся в ночном сумраке, освещенном полной луной, нажал на спуск фотоаппарата, из открытого окна ближайшего дома через приемник зазвучали радиосигналы точного времени: 24.00. Такое вот получилось совпадение. Запоздалый путник в полуночном мире таинственных, полуфантастических декораций, казалось, дополнил собой многоликую призрачность окружающего, исчезающую с первыми лучами утренней зари. Если приглядеться, можно увидеть просматривающийся в лучах прожекторов сам монумент с еще одной, но уже темной фигурой. К этому снимку как нельзя лучше подходят стихи девушки Н. Кузнецовой, проживающей в Херсоне, подаренные мне лично в память о пребывании в этом городе. Поэтическое эхо из Херсона долетело и до нашего города в стихах «Ночной этюд».
«Черная ночь.
Девушка в белом.
Вдруг по углю
Скользнули мелом.
Мрак оскорблён:
Кто это хочет
Светлым затмить
Привилегии ночи?
Девушка в белом
Не претендует.
Плавно идёт –
Мелом рисует.
Просто уйдет
Тихо к рассвету,
… Оставшись жить
В памяти где-то».
Только, к сожалению, девушки поздней ночью не ходят по улицам в одиночку. В мой объектив попал молодой человек, полностью облаченный в белое, и собой он как бы «мелом рисует», как описано в стихах.
Эльфам подобны
Обычная транспортная обстановка в самом начале Запорожского шоссе. Ночь. Ярко светит полная луна. В кадр фотоаппарата нашего провожатого попали стоявшие возле ларька две девушки и маленький ребенок между ними. Казалось бы, всё прозаично, обыденно. Однако на снимке ребенок напоминает собой эльфа. А переплетение фонарного и лунного света превращает остановку в мир ночных кружев и видений. Припозднившиеся изящные фигуры девушек (не путать с явлением «ночных бабочек»), ожидающих транспорта, тоже начинают казаться эльфоподобными, как и сам ребенок. Романтика? Еще и какая. А кто не согласен, путь бросит в автора камень.
Белый квадрат
Всем хорошо известна картина Казимира Малевича «Черный квадрат». Сам художник назвал его «супрематическим», по названию основанного им в 1915 году направления авангардистского искусства. Какие только смыслы в эту картину не вкладывали искусствоведы и какие дифирамбы не пели! У нашего земляка на этот счет свое мнение, а аллегория с «шедевром» живописца возникла, когда он заснял горящие в ночи ярким светом квадраты двух окон, которые, по его словам, «вырываясь из окружающей беспросветности (тьмы), казалось, наглядно несли жизнеутверждающую вездесущность».
- И почему это гнетущий своим цветом, нашумевший популярностью квадрат, в угоду вычурному или нездоровому вкусу должен быть обязательно черным, если небо над нами усыпано множеством блистающих солнцеподобных звезд? – недоумевает Сергей. – Черный квадрат Малевича очень бы подошел грибоедовским светским бездельникам, как и сегодняшним недалеким ценителям искусства. На мой взгляд, он больше напоминает выкопанную яму или общую могилу. Вместо жизнеутверждающего разнообразия цветов радуги – черное ничто. Или НЕЧТО? На ум так и просится “Memento mori” (помни о смерти). Пушкин и не подозревал, в какую яму может увлечь «свободный ум» некоторых творцов, когда в своем стихотворении «Поэт» писал: «Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум». Неискушенные люди сказали бы: «Черте что и с боку бантик». Этой детали черному квадрату точно не хватает. Иначе мы бы не смотрели на эти выверты ума под общественным гипнозом, как баран – на новые ворота.
Пришелец
Замечено, что если поздним вечером фотографировать людей в окрестностях монумента Славы, то на пленке они выглядят размытыми призраками, исчезающими среди каменных домов и ночного неба. Возможно, этому способствовало и особое освещение старых фонарей. Со временем их заменили на новые, сразу залившие город ярко-оранжевым светом. Но свойства размывать фигуры людей в районе монумента остались, особенно если встать в лучи освещающих этот архитектурный объект прожекторов. Такой момент удалось поймать и Сергею.
- Однажды в мой объектив возле памятника генералу Пушкину угодил… настоящий пришелец, - вспоминает он. – Как будто явившись из зазеркалья, освободившееся от гравитации, отражение человека стало разгуливать ночными улицами, привлекая к себе внимание прохожих и передвигаясь подобно классическим пришельцам и обитателям астрала, наслаждаясь свободой невесомости и собственной неуязвимостью.
Феи старой башни
Двухэтажная «Старая башня», расположенная в конце проспекта Гагарина, в которой в 70-х – 80-х годах минувшего века функционировал ресторан и бар, была построена в 1910 году в районе Городских дач как водонапорная башня. Сейчас от нее остался один фасад, и то он находится в плачевном состоянии. Об этой башне было сложено немало легенд (см. номер от 22 октября 2020 г.). Сергей же увидел ее в ином, очень светлом ракурсе после того, как запечатлел ночью двух беседующих возле входа в нее молодых женщин (одна сидела, другая стояла перед ней). Слово ему.
- Для внимательного взгляда беседующие в ночи у стен бывшего ресторана «Старая башня» две молодые женщины, обладающие по словам античных авторитетов «звучным и чудесным равенством пропорций», могут вызвать в памяти первую строфу сонета с продолжением, шопеновский ноктюрн или мрамор Фидия. Смотришь и не знаешь, то ли это общение двух муз, то ли одна из собеседниц стала подобием осовремененной Венеры Милосской (или Венеры Днепровской), продолжая по велению сердца развивать в нашем городе культ Прекрасной Дамы и в то же время живя обычной современной жизнью. Как написал в 1955 году чешский поэт Витезслав Незвал (в переводе Игоря Инова/Иванова),
«Но если исчезнет этот чудесный мираж
То что же останется от тебя, Поэзия?»
К этому остается только добавить – и жизнь.
Любовь РОМАНЧУК
Метки: мистика