Окончание. Начало в номере от 7 декабря
Продолжаем рассказ Николая Черепанова об услышанных во время строительных работ в 1992 году в селе Матлашево преданиях и легендах. Сейчас это село в Синельниковском районе, основанное в начале 17 столетия (первое письменное упоминание о нем датируется 1707 годом), носит название Вороновка. По поводу первоначального названия существует такая историческая легенда. В 19 веке эти земли принадлежали немецкой владелице, в собственности которой находился кирпичный завод, конный завод и сельскохозяйственные угодья. Имя ее якобы было Матлашка (по крайней мере, так его видоизменили с немецкого языка). Название же Вороновка село получило по названию реки Вороной, в месте впадения которой в Днепр оно расположено. В начале 18 века в нем, согласно переписи населения, проживало свыше тысячи душ мужского и женского пола, в 2001 году - чуть более двух сотен человек, а сейчас, наверное, и того меньше.
Купчик Голубчик
- Другая небывальщина, о которой мне рассказали старики Незабудьки, в доме которых тогда расположилась наша бригада, - вспоминает Николай Валерьевич Черепанов, - случилась уже ближе к нашей эпохе, в начале 19 века. По легенде, проживал в этих местах некий купчина – «прасол» Голубчик. Торговал хлебом, пенькой. Жадный до крохоборства, он сколотил ватагу из беглых крестьян – человек с полсотни. Прикупил девок у местных помещиков - эдак десятка три-четыре. По мнению деда Кузьмы, попросту выкрал их, так как чехарда тогда была еще та. Целыми сёлами и деревнями гнали тогда несчастных на целинные земли Новороссийской губернии. А девиц в то время никто и за людей не воспринимал. Так, подсобная сила в хозяйстве, могущая воспроизводить себе подобных обоего пола. Вот что вытворял лихой купчик Голубчик.
Он тихой сапой прибрал все кабаки, шинки, корчмы и постоялые дворы под себя. Где купил по дешевке, а где просто захватил. В конце концов, перед днепровскими порогами все эти заведения, за редким исключением, были под его эгидой. Действовал он так. Крупные караваны не трогал вообще, с мелких же сдирал три шкуры за проводку через пороги или скупал за бесценок весь товар. Иными словами, занимался рэкетом. С него и богател. Но было у него одно слабое место – тяга к женскому полу.
Да и кто из богатеев-жлобов не сгорал от страсти перед хорошенькой или просто привлекательной особой? По большей части доступной, поскольку не всякая устоит перед златом-серебром.
Байстрючка
Проезжала как-то через те места красавица, графиня-байстрючка (то есть внебрачная, побочная дочь). Зато богатая, а значит, независимая и раскованная. Сопровождал ее целый эскорт. А ночевала она в собственном шатре, окруженная слугами и ухажерами. И вот наш бешкетник как-то увидел ее во всей красе, когда она пересаживалась на верховую лошадь из принадлежавшей ей кареты, одетая в костюм амазонки, и с того момента потерял голову. Бурная страсть с такой силой ударила ему в голову, что он позвал своих «гайдуков» и стал тайком преследовать кавалькаду ее сиятельства. Долго ли длилось преследование, мало ли, но однажды ему повезло.
В один злосчастный вечер основная масса слуг погнала уставших лошадей на водопой, а кавалеры графини свалили в ближайший кабак для разрядки. При ней оставались четыре или пять охранников и столько же прислужниц – горничных и девок-чернавок на подхвате. Ухарь-купец со товарищи тихонько снял сторожей и ворвался к ней в шатер. Девица в тот момент принимала ванну в большой лохани. Прямо из нее купец и умыкнул свою ненаглядную, закатал в персидский ковер, перекинул через седло и увез в свое логовище, а его холопы для потехи прихватили девок-прислужниц.
А далее, как в турецкой Анталии, чудеса закрутились. Словно в сказке, с подтекстом насчет урока добрым молодцам. Как говорится в пословицах, «мух не лови, ворон не считай, к добру чужому ключ не подбирай». Или «не хапай на халяву – провалишься в яму».
Итак, увез купчина голое сиятельство на Махортет, где у него был выстроен терем. В том теремке он и содержал наложниц-одалисок да награбленное добро. Всё это держалось под охраной, десять раз проверенной. Там своим «баядеркам» велел Голубчик полонянку свою сиятельную обрядить в одежды прозрачные. Сам же облачился в халат, шитый жемчужным бисером, распалил кальян и ждет. Наконец ввели в его покои почти нагую «экселенцу». Купец пальчиком подманил ее к себе. Она подошла, гордо выпятив едва прикрытую прозрачными покровами грудь, с прямой спиной, плечиками своими не поникла, головы не склонила ни капельки. И вдруг, вместо ожидаемой покорности судьбе, красавица ухватила кальян и со всего маху опустила его на голову купца. Тот вмиг потерял сознание. А графиня для верности разворошила своей точеной ножкой горячие уголья, раскидала их по дощатым половицам терема. Вспыхнули они почти сразу, вначале отдельными очажками, а затем единым ярким пламенем.
А девица выскочила во двор, кликнула «баядерок» и разъяренной фурией налетела на холопов-ватажников, размахивая, как кадилом, дымящимся кальяном. Те в это время развлекались с пленницами. Увидев фурию, бандиты, покинув своих жертв, в страхе перед напором материализованной Немезиды (богини возмездия) разбежались. А графиня, как была почти обнаженная, двинулась во главе толпы женщин (как своих прислужниц, так и наложниц купца) по подворью, вышла на берег Днепра, кинула в воду кальян да и сгинула невесть куда – видимо, исполнила свою функцию покарать зло.
P.S.
- Когда я почти закончил эту историю, - добавляет Николай Валерьевич, - приснилась мне эта самая «экселенца» и заявила, что она – настоящая царица Шемаханская, звать ее Зулейка, и что она – посланец силы Пресветлой для осуществления возмездия – кары Небесной. И что, дескать, это она была в роли распрекрасной турчанки, которая двух казаков в землю вогнала. Когда я проснулся, то на всякий случай осенил себя крестом. Поди знай, какая она на самом деле посланница – светлая или же темная.
Историческая справка
Расположенный напротив села Вороновка (бывшее Матлашево) остров Большой Махортет, поросший густой степной травой, на котором, согласно рассказанной Николаем Черепановым легенде, в начале 19 века разворачивались душещипательные события, славится различными аномалиями. Так, в его прибрежных водах рыбаки порой отлавливают клыкастых рыб-мутантов, а среди его каменистых гряд иной раз находят неестественно огромных в длину и ширину полозов (желтобрюхов), которые, согласно преданиям, ударом своего хвоста перебивали ноги лошадям и коровам. Окружают остров сильные течения с ямами и водоворотами.
В повести нашего земляка Валентина Чемериса «Византийский конь. История о двух братьях-богатырях, чайке Марьяне», вышедшей в Киеве в его одноименном сборнике в 2009 году, приводятся легенды, сложенные вокруг острова Большой Махортет. Само название его, по мнению писателя, тюркское. Что оно означает, никто не знает. Согласно одной из легенд, именно от этого острова стартовали казацкие «чайки», которые везли золотого коня, добытого в 1575 году после сражения под булавой Ивана Подковы в Константинополе, в Межигорский монастырь. Куда делась та статуя, неведомо. Предания уверяют, будто она утонула в районе порога Ненасытец вместе с запорожцами. А жившие на Махортете и оплакивавшие их девушки от горя превратились в чаек (птиц, а не лодок).
Сейчас Большой Махортет безопасен, а до строительства плотины подплыть к нему было довольно сложно. Описывая свое путешествие туда с местными рыбаками, писатель вспоминал старые времена:
«З трьох боків його оточують води Вороної, а з четвертого у всій широчіні, красі і величі плине мимо Махортета повноводий і просторий Дніпро. А втім, у часи Дзвонецького порога, Славута в цих краях був не широким, хоча й глибоким. Старе його річище тислося ближче до крутого правого берега. Там він, ревучи й клекочучи, з тисячолітнім дзвоном прокладав собі шлях чотирма лавами через непохитний Звонець, а все це роздолля, що його займає зараз вода, тоді було придніпровською долиною з вербовими та дубовими гаями, з луками, сіножатями й численними озерами й озерцями».
Любовь РОМАНЧУК
Метки: мистика