Невзирая на всеобщий карантин, введенный в стране в связи с таинственным и зловещим коронавирусом, я в один из последних мартовских дней все же решилась наведаться к давнему читателю «Вечерки» Николаю Черепанову. Будучи инвалидом 1-й группы, он уже несколько лет не выходит из расположенной на четвертом этаже пятиэтажного дома квартиры, будучи прикован к инвалидному креслу (ухаживает за ним его 90-летняя мать!). А потому достоин внимания даже во время карантина. И вот, впервые в жизни напялив на лицо бактериальную маску многоразового использования с тройной степенью защиты (50 гривен штука!) и сразу став похожей на вивисектора из какого-нибудь фильма ужасов, я отправилась на другой конец города. Добираться к Николаю Валерьевичу долго: вначале пятым трамваем надо доехать до улицы Леваневского, затем – 15-м маршрутом до проспекта Металлургов, остановка у Свято-Духовского храма, и потом еще квартал пешком. На всё про всё – около часа езды, если еще повезет и не придется долго ждать трамваев. К слову, «масочных» людей в городе наблюдалось не много – от силы человек пять в салоне и пара-тройка – на улицах. Всё же наш народ – оптимист. Либо безалаберный. На выбор.
Николай Валерьевич, когда я наконец добралась до него, передал мне несколько историй с мистической или полумистической начинкой под общим названием «Из жизни привидений» и долго задерживать меня не стал: все же карантин есть карантин. И вот о чем он мне поведал.

Служа в начале 1970-х годов в военном Одесском округе, Николай Черепанов прикоснулся к секрету «эликсира вечной молодости»
Эликсир молодости
- Эту историю мне рассказал грек (имя, к сожалению, я запамятовал) из города Татарбунар Одесской области, когда я, проходя службу в рядах советской армии (а я служил в КОДВО – Краснознаменном Одесском военном округе), сидел на точке (пункте связи). Греческое поселение располагалось в 2 – 2,5 километрах – и отмахать это расстояние нам ничего не стоило, тем паче было ради чего: вино там производилось особое. Грек этот (назовем его Трандофилус) был человеком с юмором, много знающим и, главное, понимающим. Нас на «точке» дежурило трое - солдатики-срочники и «прапор», который утром рапортовал вышестоящему начальству о наличии стабильной связи, затем брал литр местного вина («сухаря», как называли его бойцы) и отправлялся на лиман. Там он рыбачил на анчоуса (хамса) и «лобанчиков» (мелкая кефаль), которых пожирал наш котик по кличке Аэрофлот, имеющий на ПС постоянное местожительство. Да и нам хватало, дабы разнообразить наш рацион питания. Один солдатик дежурил на связи, другой – на кухне, а мне, как зам начальника ТС, иногда (раза два в неделю, а пробыл я там целых полтора месяца) удавалось вырваться и сбегать к этому Трандофилусу попить винца и послушать байки старого, но вполне моложавого винодела.
Так вот, почему-то существует поверье, будто татарбунарские греки-виноделы владеют секретом «вечной» молодости. Возможно, это чепуха, а может быть, и нет. В 20-е годы прошлого столетия тут даже эмиссар от советского правительства полгода крутился, вынюхивал да выспрашивал, но, ничего толком не добившись (кроме, может быть, цирроза печени, поскольку в каждом доме его у порога встречали бокалом местного разлива), отбыл восвояси. Немцы или румыны, оккупировавшие Одесскую область в 1941 году, тоже хотели вызнать формулу «эликсира молодости», дающую обычному человеку шанс побыть сверхчеловеком. Хорошо хоть, дело до репрессивных санкций не дошло. Но, как говорят, собака лает, а караван идет. Прошла лихая година военная, началось восстановление хозяйства. Вот тут, наверное, кто-то и надоумил вождя всех народов, что есть, дескать, средство омолодиться почти на халяву. Стоит только нажать – ларчик и откроется, предоставив заветный секрет. Поручили ведомству Берии еще и это дело. Тот, не долго думая, спустил его вниз – Василию Кабулову или Виктору Абакумову. Но тут вышла загвоздка – стали исчезать посланные сюда, в Татарбунар, офицеры МГБ (министерства госбезопасности). Это уже больше, чем скандал, - это криминал. Выехала спецкомиссия с опытными сыскарями, кинологами и собаками-ищейками. Дня через три в катакомбах нашли всех четверых пропавших, целых и невредимых, но – с замутненным сознанием и полным провалом памяти. Как они там оказались, они не помнили. А тут и «вождь всех коммунистов» помер.
- Офицеров оставили в покое, а потом, подлечив, отправили по захолустьям либо ликвидировали – кто сейчас знает? – подвел резюме старый грек и больше этой темы не касался.
Да я и не настаивал. Тайна она и есть тайна, нечего туда нос совать.
Загадка же «эликсира молодости» греческих виноделов Одессы так и осталась неразгаданной.

А проживая в детстве в Саянах недалеко от Красноярска, соприкоснулся с легендами об одичавшей колонии бывших ссыльных
Каннибалы
- Другую историю я услышал от своих родных дядьев, - продолжает Николай Валерьевич. - Это произошло в Саянах, недалеко от Красноярска (моя семья проживала в нем некоторое время, с 1959 по 1962 годы, после чего мы переселились в Днепропетровск, поближе к маминым родителям). Дядья приехали к нам в отпуск, а отец организовал им путевки с 30%-ной скидкой в пансионат Комитета по телевидению и радиовещанию (он там работал на городском уровне). Оба дядюшки, родные братья моей мамы, были заядлыми рыбаками и охотниками. «Чижиков» в пансионате не ловили, а сразу наладили снасти и бегали на речушку и озерцо, расположенное рядом с домом отдыха. Ловился снеток и некрупный хариус, а то и тайменьчики небольшие попадались. Братья выбрали удобный уступчик на скале высотой метра три-четыре, поэтому добирались на него сверху. «Прикормили» местечко и в свободное от экскурсий время – прямиком туда. Прошла неделя. Экскурсии по заповеднику носили познавательный характер, а рыбалка приносила отдых и улов одновременно. Но однажды…
В тот день все было как обычно – отдав дань посещению природных минеральных источников, дядья отправились на заветный уступ, чтобы наловить свежей рыбки. Однако, только-только прибыли на место дислокации, еще и удочки не успели размотать, как из-за утеса появилось «нечто»… Оно было отдаленно схоже с человеком, имело руки-ноги (а не лапы), но было целиком покрыто, кроме ладошек и щек, рыжими волосами. На голове – огромная грива, изо рта торчали острые клыки, а глаза горели таким адским огнем, что никаких сомнений в желаниях этого существа не оставалось. Оно находилось внизу и с отчаянным упрямством совершало прыжки, ощеривая пасть и штурмуя с диким визгом уступ, чтобы достать рыбаков. Те, не став ждать исхода атаки, подхватили свои удочки и бросились наутек.
Примчавшись в пансион, они, еле отдышавшись, по секрету рассказали про этого мутанта сотрудникам. И, к их удивлению, были выслушаны на полном серьезе. А дворник-сторож даже посоветовал на скалу более не ходить и о рыбалке забыть напрочь, объясняя это тем, что раз появился «голый хозяин», то непременно и вся стая где-то поблизости кружит. Ничего не уразумев, братья потребовали от деда подробностей. И тот рассказал. Оказывается, в конце 19 века в этих краях (в радиусе 500 – 600 километров) некие ссыльные, начитавшись Джека Лондона, решили основать колонию, девизом которой стало бы изречение-призыв этого писателя «Назад, к природе!». За «огненную воду» они купили девушек-тунгусок и отправились в тайгу, дабы на деле показать дееспособность и жизненность этой фикс-идеи, а заодно на практике основать «коммунию». Ушло их около двух сотен, вместе с тунгусками – три сотни с хвостиком. Ушли и… исчезли. Правда, иногда кое-кто из девушек возвращался в родные стойбища, но шаманы к ним никого не допускали, говоря, что они-де проходят очищение от злых духов, вселившихся якобы в души колонистов. Ну а те со временем превратились в животных, то бишь полностью одичали. Вначале «племя» разбилось на несколько стаек, затем стаи стали враждовать между собой, а некоторые даже превратились в каннибалов.
- Тогда (а это был 1960 год), - заканчивает Николай Валерьевич, - мне было всего четыре года, и я ничего не понял из подслушанных разговоров на эту тему. Отец быстро смотался за старшеньким (моим братом Валерой) в пионерский лагерь, который, кстати, под предлогом карантина срочно эвакуировали. В тайгу послали армейское подразделение, а тему закрыли, посоветовав очевидцам особо на этот счет не распространяться. Эту балладу дядя пересказал мне через 12-15 лет, когда я стал уже взрослым. И вот какая мысль пришла мне в голову: человечество запрограммировано на то, чтобы непрестанно двигаться вперед, постоянно совершенствуясь, любой застой - вреден. А возвращение, откат назад – гибельно, ибо влечет за собой деградацию, потерю себя как личности и, в итоге, превращение в «нелюдей» с животными инстинктами и повадками и полной потерей интеллекта как такового. Мировая война показала, что тонкая оболочка культуры цивилизованности быстро спадает, а наружу прет «мурло», готовое мать родную растерзать, или ребенка собаками травить. Сейчас мир, и наша страна, вновь у опасной черты. И не приведи Господь ему рухнуть, а нам превратиться в шакало-свиней, с которыми, как открыли ученые, мы схожи даже на генном уровне, а может, и того похуже.
И он мысленно перекрестился.
Продолжение следует
Любовь РОМАНЧУК
Метки: мистика