В свое время с началом нового школьного сезона нам на уроке литературы давали задание: написать о том, как мы провели лето (где были и что интересного видели). Пишут ли такие сочинения сейчас, не знаю. Моя свекровь Мария Поликарповна Артюх, уроженка нашего города, сорок пять лет, до 2010 года, проработала в запорожской школе №79 (учительницей русского и украинского языков и литературы, природоведения, труда, затем – завучем и директором). От нее на память осталось несколько красиво оформленных фотоальбомов, грамот, пара-тройка орденов и стопки школьных сочинений. Перебирая их в канун Нового года, я наткнулась на несколько историй, рассказанных учениками на эту тему, которые показались мне подходящими под мою рубрику. Я лишь слегка подправила стилистику.
Разгневанный дедушка
Антон Ш., седьмой класс:
«Этим летом мы с родителями, как обычно, поехали в село к бабушке, оно называется Ольгополь и расположено в Чечельницком районе Винницкой области. Бабушка старенькая, и дом ее тоже старый - глиняный, с соломенной крышей и земляным полом в кухне, но очень уютный. Мне нравилось бывать в нем. Только вот дедушка год назад, осенью, умер, и бабушка до сих пор плакала о нем, если была свободна от работ. Но это бывало редко, так как у нее большой огород и сад, и еще земля за селом. В огороде водилось много змей. Особенно в малине. Поэтому ходить там надо было только в резиновой обуви, лучше всего – в сапогах. Змеи, как сказала бабушка, завелись после смерти дедушки. Он сильно мучился и без конца чертыхался, когда умирал, - вот они и приползли. Так считала бабушка.
Хочу рассказать об одном случае, который там произошел. Я с моим братиком Вовой (ему семь лет) пошли вечером в сад. Вове захотелось яблок, а мама сказала – идите, подберите те, что упали с веток. Мы и пошли. Но там яблок не оказалось, и я полез на дерево. Я хорошо лажу, могу очень быстро забраться на самый верх любого дерева, но тогда было темно, так как небо затянули тучи, и луны в небе не было видно. Я хотел подтянуться еще выше, так как не видел яблок там, где был, и тут слышу рядом шипение. Такое зловещее – ш-ш-ш. Я обомлел и чуть не сорвался вниз от страха. А потом кто-то – раз – ударил по ветке, и змея свалилась вниз. Я слышал, как она шлепнулась. А там Вовчик. Я кричу ему – «Беги!». Потому что знаю: никакая змея не догонит человека, если он будет быстро бежать. Мне об этом папа говорил. Вовчик и побежал к дому. А я завис на дереве и сижу, потому как спускаться страшно. Жду, когда мама придет и прогонит гадину. А ее все нет и нет. Потом оказалось – она с бабушкой ушла проведать приболевшую соседку, что жила через забор. А потом чувствую, меня словно кто-то в спину подталкивает. Может, то ветка колыхалась и задевала меня, но я на автомате спросил «Дедушка, это ты?», потому что узнал его тычки, а от волнения забыл, что он умер. А в ответ дерево как зашумит листьями, хотя ветра не было никакого вообще или же я не заметил его порыва, как закачается всё, я мигом спрыгнул с него на траву и домой. Там и вспомнил, что дедушки уже давно нет. И очень испугался. Дерево же он тряс, как рассказала нам бабушка, потому что мы с братом из-за учебы не приехали на его похороны, вот и злился».
Дальше шли описания рыбалок, походов в лес, игр с ребятней и так далее. А заканчивалось сочинение словами:
«Перед отъездом мы проведали дедушкину могилку. Кладбище располагалось недалеко, так как бабушка жила на самой окраине села. Я тихо попросил у дедушки прощения и поблагодарил его за спасение от гадюки. А в конце августа, в своем письме бабушка написала, что змеи из ее сада наконец исчезли. Ушли куда-то всем скопом».
Бунт авто
Сергей Б., шестой класс:
«Мы с родителями в этом году отдыхали в Крыму, в Судаке. Мы ездим туда раз в три года, а в Судаке были впервые. Там есть старинная Генуэзская крепость на холме, небольшая гора Алчак и море. И там случилась с нами такая история.
Когда мы по трассе подъезжали к Судаку, у нашей машины, красной Тойоты, вдруг на подъеме заел мотор, она остановилась и не могла дальше ехать, папа еле успел на тормоз поставить. А на склоне, перпендикулярно к дороге, прямо над нами стояла на самодельной парковке другая машина, местная. И вдруг смотрим – она начала съезжать вниз, и прямо на нас. Чем ниже, тем быстрее. А ее хозяина нигде не было – ни внутри, ни снаружи. Мне это сразу напомнило фильм про огромный черный седан с тонированными стеклами, который появляется в маленьком городке в Нью-Мексико и начинает давить людей и другие машины, а внутри него никого нет, потому что, как выясняется в конце, принадлежит он самому дьяволу, я этот фильм просмотрел как раз перед отъездом. (Эта кинолента называется «Автомобиль» и снята была в 1977 году Эллиотом Силверштейном. - Автор).
Папа стал звать на помощь, а потом велел нам побыстрей выбираться из салона. Мы попытались, но не смогли, так как дверцу заклинило, и мама от волнения никак не могла ее открыть. А машина все несется, уже совсем близко. Я закрыл голову руками, как велел папа. А он схватил образок, который у него спереди висит над стеклом, и стал что-то шептать ему. Может, молился кому-то или читал заклинание, я не знаю. Чужая машина – это был черный БМВ – вдруг остановилась под очень большим уклоном и замерла в полуметре от нас. Мама сказала – видимо, зацепилась колесами о камни или корни деревьев. А я считаю, что ее остановил тот, кому папа молился. Мы быстро выбрались, тут уже и люди подбежали, а затем объявился Арсен, хозяин машины, худой и загорелый. На него все стали кричать, а он не понимал, как его машина могла съехать вниз на трассу, когда крепко стояла на тормозе, и еще камень под ее задними колесами лежал для подстраховки. Папа считает – так нас предупредили, чтобы мы были осторожными, поэтому мы даже в горы в этот раз не ездили, хотя папа, бывший скалолаз, очень их любил. А потом узнали, что этим летом в тех местах разбилось много человек (трое были из нашего города), так как в горах часто случались обвалы от небольших землетрясений. Может, тех людей тоже как-то предупреждали тогда, только они не послушались или не поняли этого. Так объяснял мой папа, и я ему верю».
Месть мертвецов
Лена В., десятый класс:
Лена писала, что в тот год она с родителями поехала на Полтавщину к бабушке, которая переехала в село Сухорабовка после того, как вышла замуж за одного из его жителей. Познакомилась она с ним в санатории «Миргород», и после месячного лечения старики решили соединить свои судьбы.
«У деда Пети оказался большой двухэтажный дом с мансардой, беседкой во дворе и огромной собакой по кличке Туз. А через дорогу жил деда Саша, чернобылец. Он жил один, так как говорили, будто он до сих пор фонит. Когда он заходил в наш двор, Туз с лаем кидался в другой конец сада. У деда же Саши собаки долго не задерживались – дохли. От одиночества он общался с ребятней. Сидел на завалинке и рассказывал им всякие байки. К примеру, о том, что благодаря сильной дозе облучения (а выжил он благодаря случаю – накануне аварии у него был день рождения, и он много выпил) получил способность видеть то, что недоступно простым смертным: разной формы и консистенции желеобразные сгустки, витающие в воздухе и несущие в себе информацию (аналог призраков? – Автор), или растерянно и беспритульно скитающихся по дорогам давно умерших людей и животных, либо своеобразные «души» растений в виде мерцающих огненных шариков с пульсирующими отростками и так далее. Многие взрослые считали его сумасшедшим и запрещали детям разговаривать с ним и даже подходить близко, так как, по их словам, можно было легко подхватить заразу. Но тайком от родителей детвора все равно забегала к нему через потайной лаз со стороны кладбища. Стала бегать туда вместе со всеми и я. Какое-никакое, но приключение среди размеренной сельской жизни.
Деда Саша рассказывал, как однажды наблюдал странную картину. Из недавнего захоронения ночью поднялся густой пар, из которого сформировался дрожащий и полупрозрачный образ человека. Он недоуменно поозирался вокруг, затем сделал несколько шагов (не касаясь земли) по направлению к выходу, а в следующий миг осел на землю и тут же растекся. В другой раз он видел, как два гробокопателя (он их узнал, но не стал никому выдавать) стали раскапывать могилу, а третий светил им сверху фонариком. То ли они хотели забрать украшения, то ли, наоборот, что-то спрятать там на время. К примеру, нечто наворованное. А спустя три дня он встретил их в магазине, посмотрел в глаза и увидел, что они мертвые. «Такие поблекшие, без выражения и почти без зрачков», - пояснял он. Через неделю оба умерли от неизвестной болезни. Как шептались жители, «враз заклякли». По мнению же деда Саши, грабители подхватили вирус смерти, которым поражены все мертвецы. У него же против них, вирусов, благодаря облучению выработался иммунитет, так что он будет жить очень долго, может, даже несколько сотен лет. А если и умрет, то никто о том не узнает. И добавлял: «Если только меня не заберут те, кого никто не видит». В конце нашего срока пребывания в селе он в самом деле исчез. Мы пробрались к нему в дом, двери были распахнуты, одежда и документы на месте, а деда Саши нигде не было. Его неделю искала милиция, прочесывали лес, проверяли речку, запрашивали сельские советы соседних селений (хотя как он мог туда переселиться без документов?) – нигде ничего. Так и сгинул без следа.
А я до сих пор не знаю, что в его россказнях было выдумкой, а что правдой. Но ведь что-то было».
В конце этого сочинения учительница дописала: «Как фамилия деда Саши? Что именно случилось с ним в Чернобыле? Какова его внешность и привычки?». И - вывод: «Тема не раскрыта. Тройка». Вот так.
Любовь РОМАНЧУК
Метки: мистика