Разумная политика с Александром Разумным

На вопросы читателей «Вечерки» отвечают эксперты.

Зачем в Украине закрыли телеканалы

- Недавно Владимир Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны страны о применении санкций в отношении депутата Верховной Рады от фракции «Оппозиционная платформа — За жизнь» Тараса Козака, а также восьми компаний — учредителей телеканалов «112 Украина», ZIK и NewsOne, которые связывают с председателем политсовета ОПЗЖ Виктором Медведчуком. Телеканалы Медведчука прекратили работу и заявили о намерении бороться за право быть в эфире и вещать для украинцев. Насколько законно такое решение главы государства? К каким последствиям это приведет?

Виктор Сергеевич, Днепр

золотарев

- Не могу выступать адвокатом каналов Медведчука, поскольку я там давно под санкциями, — чтоб вы понимали, Медведчук и свобода слова — это оксюморон. Я это хорошо знаю еще с начала нулевых, - отвечает политтехнолог Андрей Золотарев, - Другое дело, что играть нужно по правилам. Если бы я был советником президента, это было бы последним, что я ему посоветовал в этой ситуации, потому что я слишком хорошо помню, чем для первого президента Украины Леонида Кравчука обернулась борьба с «Грависом», как усилия команды второго президента Украины Леонида Кучмы обуздать «Пятый канал» сделали его на тот момент самым рейтинговым среди информационных каналов. Вспомним, чем обернулось для четвертого президента Украины Виктора Януковича закрытие TBi. Тем более что в 21 веке попытка перекрыть информационный канал ни к чему конструктивному не приводит, не дает позитивных результатов. Результаты борьбы с российскими телеканалами, запреты нашего Национального регулятора по борьбе с оппозиционными власти телеканалами, поскольку с провластными телеканалами Нацрада по определению не борется, — все это привело к радикальному уменьшению аудитории украинских телеканалов, росту количества спутниковых тарелок и уходу зрителей в интернет, потому что многие каналы смотрят на YouTube — те же российские и «112», ZIK и NewsOne.

Скорее всего, до сооснователя Google Сергея Брина они не доберутся, чтобы каналы Медведчука удалили из YouTube, и они будут вещать там. А учитывая то, что аудитория в городах на 2/3 охвачена интернетом, никаких бонусов Зеленскому это не принесет.

Все ли страны одинаково пострадали от кризиса, связанного с пандемией

- Наверное, минувший 2020 год был самым ужасным для всех без исключения стран мира. Но все ли страны одинаково пострадали от пандемии? Какие перспективы экономического роста есть у нашей страны? И есть ли они вообще в ближайшее время?

Виктория, Днепр

дьяченко

- Единственная страна, показавшая рост экономики в 2020 - Китай. К 2028 году экономика Китая с темпами роста по 5% в год обгонит США, - констатирует политолог Елена Дьяченко, - К 2060 Китай поставил цель перейти к карбоно-нейтральной экономике и возобновляемым источникам энергии. Цифровой юань рано или поздно начнет конкуренцию долларом.

Китайские деньги идут в переживающую кризис Европу, а мы санкционируем, чтобы это происходило в обход Украины. Потому что внутренняя повестка - борьба за статус украинского как государственного (с чем никто не спорит) и борьба с географией (мы против того, чтобы граничить с Россией) для нас важнее. Мы также оспариваем линейность движения времени из прошлого в будущее - нам важно душой и сердцем оставаться в Средних веках, чтобы гордо носить крестьянскую одежду тех времен, и героизировать проигравших колаборантов и предателей прошлых веков, потому что у них были светлые мотивы.

Среди этих важных дел, конечно, у нас нет времени на ерунду вроде экономики. У страны, к сожалению, нет времени - ни сегодняшнего дня, ни завтрашнего.

Правдивы ли сегодняшние книги и фильмы о Второй Мировой войне

- В 2021 году исполнится уже 80 лет со дня вторжения фашистских захватчиков на нашу землю. Наверняка к этой истерической дате появятся новые книги и фильмы о войне. Но насколько они правдивы?

Евгения Николаевна, Новомосковск

шаповалова марина

- Зачастую говорить о правдивости не приходится, - отмечает писатель Марина Шаповалова, - Недавно бездарные киношники сняли тошнотворную клюкву про Зою Космодемьянскую. Чем вызвали очередное бурление среди зрителей и знатоков истории. Клюква настолько тошнотворная и бездарная, что трудно поверить в возможность людей, хотя бы видевших вообще хоть один фильм, такое дерьмо придумать, отснять и смонтировать. Досмотреть и до середины не смогла, активировав весь свой исследовательский интерес. И не стоило: всё было понятно с первых кадров, остальные только подтверждали первое впечатление. У меня есть оправдание: этой теме - судьбе и подвигу Зои - я посвятила много времени, изучая все свидетельства и документы, потому что считаю её очень важной. И, к сожалению, совершенно не осмысленной, не отрефлексированной. Хотя в судьбе этой девушки чудесным образом сфокусирован как раз тот самый урок Истории, который нами не выучен.

История Зои и её семьи - высокая трагедия в классическом смысле. Неумолимый Рок в виде глобального исторического перелома эпохи двух мировых войн, уничтожающий сотни миллионов жизней, искривляет нравственные ориентиры, связывает их в убийственные узлы, но не ломает мощные характеры. На них он высекает искры, порождающие огонь, для одних адский, для других - очистительный.

Поколение Зои почти полностью в том огне сгорело. Но не как солома, а как порох. Это факт не нуждается в нашей нравственной оценке - мы вообще не имеем права его с этой стороны оценивать, поскольку наша нравственность находится в другом масштабе. Мы сегодня не имеем ценностной шкалы, достигающей такой готовности к самопожертвованию - это обстоятельство нужно просто принять во внимание, чтобы попытаться хоть что-то понять.

Понять, как и почему вырастали такие характеры. Почувствовать давление среды, формировавшей детей 20-х годов рождения. Жестокий смысл выживания их родителей. Разрыв с собственным прошлым, необходимость отказов от слишком человеческого. Бескомпромиссную нацеленность на преодоление всего ради озаряющего нечеловеческим счастьем устремления в великое будущее. Мы не можем ничего такого почувствовать. Но понять-то можем!

Не надо мне напоминать, что Зоя не несла никакого добра людям, дома которых шла поджигать в составе диверсионной группы. Смысл её подвига совсем не в этом. Зоя, как и Вера Волошина, как и ещё сотни таких же юных девочек и парней, явили миру силу духа, способную противостоять больше, чем смерти. Без надежды на какое бы то ни было посмертное воздаяние даже в виде памяти о себе. Мучителям и палачам Зоя не назвала своего имени.

По факту это они остановили нацизм. Лучшую на тот момент армию мира, продвигавшую установление людоедского режима во всей Европе. Никто до них не мог остановить эту силу, ни с какой стороны. А они, пожертвовав собой, остановили. После них начался перелом в той войне. И об этом тоже не стоит забывать. Особенно при желании немедленно выносить свои суждения с теплых диванов.

Когда мы станем жить лучше

- Убеждена, что мой вопрос на устах у сотен тысяч днепрян. Да и не только днепрян. К сожалению, с каждым годом наша жизнь лучше не становится. Цены и коммунальные тарифы растут. Политики кормят нас обещаниями, но существенных улучшений нет. Конечно, мой вопрос наивен, но все -таки: когда мы станем жить лучше?

Ирина Андреевна, Днепр

Геннадий Сенкевич

- Повышение уровня жизни людей никак не связано с размером зарплаты, другое дело – покупательская способность населения, - считает кандидат наук по социальным коммуникациям Геннадий Сенкевич. - Мы уже когда-то были миллионерами и на деньги смотрели как на кусочки бумаги. Инфляция идёт по пятам за повышением зарплат и съедает все властные социальные инициативы.

Постепенно исчезает из обихода мелочь, напечатана тысячная купюра – вот только некоторые нерадостные показатели. А следом – помидоры в сентябре по 40 гривен за килограмм, молоко по 30 гривен за литр, постоянное подорожание проезда в общественном транспорте и т.д., Кроме того, повышение минималки никак не обсуждается со средним и мелким бизнесом, ему командно-административным способом создается масса неудобств. Как выжить редакции газеты, которая постоянно должна повышать цену на свою продукцию? Как быть с подписчиками, которые наперёд заплатили деньги? Каждый украинец понимает, что если не работает экономика, ничего хорошего нас не ждёт. Война, коррупция и пандемия усугубляют ситуацию. Поэтому очередное повышение зарплаты мы не рассматриваем как особое благо.

Изменится ли ситуация после выборов – вопрос риторический. Каждые выборы – это надежда. Мы выбираем. Кого? Одни наши избранники «ломаются», не проходят испытание деньгами. Зачем работать, если можно получать тысячи, десятки тысяч долларов, нажимая на кнопку? Честных запугивают, компрометируют, иных устраняют физически. Будущее наше зависит от нашего выбора. Выбор – от того, насколько мы информированы о кандидате и насколько мы принципиальны, доверяя ему свой голос. Мы должны заставить его дорожить нашим доверием и быть максимально честным перед громадой.

 

Метки: политика