Понеділок, 20 січня 2025 року

Шурик-Шуричек

image-27-03-15-10-47-5В батальоне «Днепр-1» встретили новичка по-дружески тепло: «Здравствуй, батя! Такие солдаты нам нужны». А позывной дали другой - Сват, - Батя у них уже был.
Полюбили его за теплоту, открытость и мужество. Он не считал за труд приготовить для бойца чашечку утреннего кофе и поднести с улыбкой. А если группа отправлялась в разведку, то обязательно шел впереди.
- Вы - за мной, на расстоянии 20-30 метров, - обычно командовал Александр Васильевич во время обхода позиций. - Здесь идем со всей осторожностью. Не приведи Бог подорваться на мине или на растяжке. Смотрите, какие «подарочки» оставляют, - он показывал на ветки деревьев, где, в клочья разорванные, висели тела боевиков. - Сами же и подорвались.
Оберегал парней. Они были для него родными. А он для них - надежным тылом.
Жизненного опыта Александр Оксентюк набрался с юности, когда служил в армии. Мечтал стать разведчиком спецназа. И стал им. Их готовили для отправки в Афганистан. Назначили день и час - 10 ноября 1982 года. Утром, когда группа была готова к старту, радио сообщило: ночью умер Брежнев. И колесо истории повернулось вспять.
Его школьная подруга Аллочка полюбила Александра за исключительно добрый нрав и целеустремленность. Небольшого росточка хрупкая девочка почувствовала, что может опереться на плечо этого мальчишки.
Алла Ивановна хорошо помнит день встречи после долгой разлуки. «Шурик-Шуричек, с возвращением из армии!..» Любовь!
Ему - 20 лет, ей - 19. Свадьба! Планов громадье - ведь впереди большая жизнь. А потом рождение детей - первенца Евгения, спустя пять лет - дочери Яны. Счастливейшие моменты, когда подзаряжался энергией. Эти события прибавляли молодому отцу уверенности и физических сил. Хотелось жить честно, достойно и в достатке.
Александр стал предпринимателем в начале буреломных 90-х. Тогда и предположить не мог, насколько этот путь тернистый и рискованный. Малый бизнес, как и средний, переживал взлеты и падения. В период очередного кризиса так сложились обстоятельства, что Александр был вынужден расстаться с бизнесом. И стал работать водителем.
Как-то в кругу семьи завязалась интересная беседа. «Хорошо бы купить участок земли, завести хозяйство, построить дом, - не во времянке же век вековать», - рассуждал глава семейства. Планы грандиозные. Но постепенно мечта обретала границы реальности.
Летом 2014-го Александр Васильевич ставил стены. От зари до зари пропадал на стройке. Лицо обветрилось и потемнело на открытом воздухе.
«Для семьи старается, для потомков», - рассуждала жена. У Яны двое детей - сын Рома, шести лет, и дочка Вика, четыре годика. Сын Евгений не сегодня-завтра женится…
Александр Васильевич рассуждал по-другому: «Надо со строительством кончать и поспешить на передовую».
В конце 2013 года начался Майдан. Александр Васильевич несколько раз порывался уехать туда. Но так сложились обстоятельства, что осуществить намеченное не удалось.
Когда началась война, Александр Васильевич знал, ради чего и кого надо идти на передовую. Но уже перешагнул призывной возраст - ему исполнилось 50 лет …
Алла Ивановна и Евгений пришли в редакцию с фотографиями Александра Васильевича. Слово за слово - все, что наши гости произносили вслух, западало в душу.
- Саша имел свои убеждения и всегда высказывал их открыто, - говорит Алла Ивановна. - Бывало, спорит с товарищем, доказывает свою правоту. А потом, если выяснится, что был не прав, не промолчит. Честно признает свою ошибку. И обязательно извинится. Но чаще был все-таки прав.
- Отец был начитанным человеком, - вступает в разговор Женя. - Интересовался исторической литературой. Все мои друзья были его друзьями. Общался с ними на равных.
Когда Евгений сказал отцу, что собирается в зону АТО, Александр Васильевич сказал как отрезал:
- Пока отцы живы, их дети не должны воевать. Я буду защищать Украину.
Алла Ивановна умоляла мужа повременить: стены поднять да крышей накрыть. И с хозяйством надо помочь. Не справиться одной…
- Сейчас всем трудно, - отвечал жене. - Сама подумай: все мы когда-то уйдем из этой жизни. И я не исключение. Будет Божий суд, и меня спросят: «Где ты был, когда хлопцы на войне погибали? Что скажу? На диване отдыхал?» А так кому-то из детей, которые на фронте воюют, сохраню жизнь.
Алла Ивановна поняла: раз уж муж принял такое решение, не отступится.
В ноябре Александр Оксентюк пришел в штаб батальона «Днепр-1» проситься на фронт. Две недели «учебки». По два-три раза на день звонил - жалел жену и детей. Знал, что волнуются.
Когда мчался защищать донецкий аэропорт и увидел масштабы разрухи, в голову закралась мысль: «Надо ли ехать?» И тут же ответил себе на вопрос: «Надо!»
Потом были Пески, Мариуполь. 26 декабря - ротация. Радость короткой встречи с родными. Просился в Пески, на передовую.
- Там мои самые близкие друзья, - говорил жене и сыну перед расставанием, - позывные Канава, Фаер. Одному 23 года, другому 27 лет. Спали в одном блиндаже, делили поровну кусок хлеба. С ними я в огонь и в воду. Не передать словами, как много значит фронтовое братство… Мое тело здесь, а душа моя там. Надо идти только вперед, не сдаваться. А без победы я не вернусь.
С тем и уехал. 22 февраля приезжал на два дня. Как раз выпал день Прощенного воскресенья. Вечером сказал жене:
- Сегодня, Аллочка, я у тебя два раза прощения попросил. Через неделю Великий пост. Завтра еду.
Он был благочестивым человеком. Верил в Бога, соблюдал все посты. Настольная книга - Библия. Ежедневно, как и положено христианину, читал по главе, как бы ни устал.
Звонит как-то из Мариуполя:
- Сынок, у нас большое горе - в Песках подорвался на мине Максимка. Поезжай к родителям в Новомосковск. Поговори, отвези цветы. Только нашей маме не говори, не пугай ее.
Парнишке по имени Максим было 18 лет. Уходил на фронт добровольцем. Хоронили в цинковом гробу. Мама его не отпускала. Но разве дети слушаются своих мам?!
Несмотря на ужасы войны, по возвращении в Пески у Александра Васильевича было хорошее настроение.
- И даже приподнятое, - делится Алла Ивановна. - Незадолго до его гибели мы говорили по телефону. Спрашиваю: «Шурик-Шуричек, как дела?» И вдруг слышу, рвутся снаряды. «У вас идет бой?» - «Ну что ты, какой там бой! У нас здесь тихая гавань». 14 марта вечером позвонил, а утром
15-го звонка уже не было.
Александр Васильевич шел впереди разведгруппы. Подорвался на растяжке. Многочисленные осколочные ранения в грудь. Его пытались спасти. Вызвали военного врача. Но остановить кровотечение не удалось. В 9 утра скончался.
Через два дня боевые побратимы привезли героя домой. Когда хоронили, несли гроб полтора километра, не сменяя друг друга. До самой могилы.
В течение 40 дней 5-я рота батальона «Днепр-1» трижды приезжала из АТО. Навещала могилу Свата.
Низкий поклон защитнику Украины, ее сыну Александру Васильевичу Оксентюку.
Лариса СТОЛЯРОВА

Метки: «Днепр-1», солдат

ПОПУЛЯРНЕ

Архів новин
Январь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Контакти

Столярова, 1, Дніпро, Україна, 49038

mail@dv-gazeta.info

© Останні новини Дніпра та України за сьогодні. Онлайн трансляції, фото та відео репортажі на сайті Днепр вечерний. Всі права захищені.