В середине XIX века до Екатеринослава дошло возникшее в начале века искусство фотосъемки. История сохранила имя первого екатеринославского фотографа, открывшего в 1860 году фотоателье «Миткин и К°», - Василия Леонтьевича Миткина. Сделанные им с высоты птичьего полета дагерротипы городских улиц до сих пор хранятся в архивах и не раз использовались при изготовлении почтовых открыток.
Настоящий фанатик своего дела, Миткин ради хорошего снимка взбирался на крыши домов, таща за собой треногу с аппаратом. Но особенно он любил чердаки, где не мешали ни ветер, ни дождь. Там он устраивался возле слухового оконца и, нацеливая объектив то в одну сторону, то в другую, периодически нырял под черное покрывало и снимал с камеры колпачок.
Если верить преданию, Миткину удавалось снимать не только улицы и дома, но и… привидения. Получилось это случайно. Однажды он обосновался на чердаке стоящего на горе, на улице Волосской, дома, откуда открывалась великолепная панорама Старобазарной части города с пронзающим ее Троицким собором и тюремным замком вдали. Снимки в те времена делались долго. Надо было дождаться хорошего природного освещения, выбрать оптимальный ракурс, когда тени ложатся так, как нужно, и только тогда позволить себе открыть колпачок и засветить дорогую пленку. Каждый кадр был на вес золота.
Потому Миткин терпеливо ждал, когда солнечные лучи коснутся церковных куполов, вынудив их вспыхнуть золотыми факелами (первые кадры), затем осветят дальнюю перспективу с замком (очередная серия фото) и, наконец подберутся к горизонту, выхватив абрис здания бывшей суконной фабрики (позже – хлебозавод). Когда он спустя несколько дней проявлял пленку, то заметил в верхнем углу нескольких кадров светлое пятно. Вначале оно находилось на самом краю изображения, затем «наплывало» сильнее и на последнем кадре появлялось уже в середине. Фотограф даже уверял (то ли в шутку, то ли чтобы привлечь интерес к своей персоне и делу, которое только входило в жизнь), будто разглядел на пятне черты лица.
К его удивлению, жители тотчас вспомнили и рассказали ему историю. По их словам, год назад в доме произошла трагедия. Купеческая дочь, которую обманул соблазнивший и обрюхативший ее ухажер, сбежав от нее перед самой свадьбой, поднялась на чердак, где бы никто не смог помешать ей, и кухонным ножом перерезала себе горло. Ее окровавленное тело нашли спустя несколько дней, когда отец решил подновить протекающий скат крыши (до того дня он думал, что его дочь просто сбежала с молодым человеком). Увиденное повергло его в шок еще и потому, что у тела недоставало головы (то ли ее отгрызли и уволокли в свое логово привлеченные запахом крови крысы, то ли случилось нечто непредвиденное). Пошли слухи, будто девушку на самом деле убили (и не исключено, что тот самый ухажер), а голову унесли, чтобы избежать разоблачения (в те времена верили, что в последний миг жизни сетчатка глаз умирающего запечатлевает, подобно фотоаппарату, облик убийцы). Так или иначе, только спустя время голову девушки стали якобы видеть то за окнами дома, где она висела наподобие туманного сгустка, то на крыше. «Видать, ищет свое тело», - крестились суеверные жильцы.
Этой легендой и воспользовался фотограф, уверяя, будто ему удалось запечатлеть голову девушки на пленке. На показанных им снимках в самом деле виднелось туманное пятно, но было ли оно призраком головы или продуктом искусной ретуши, никто не мог сказать наверняка.
Фотографу посыпались заказы. Люди среди прочего просили тоже заснять беспокоивших их призрачных обитателей домов. Казалось, Екатеринослав в то время просто кишел привидениями. Удовлетворяя пожелания заказчиков, Миткин, увековечивая на пленке их портреты, иногда намеренно засвечивал то одну, то другую часть кадра, убеждая, что это коснулась объектива тень сверхъестественного.
Прошли годы. В начале ХХ века к нему обратилась юная девушка со странным именем Паша. Ее лицо показалось ему смутно знакомым. А когда, делая снимок, он узнал, что заказчица жила в том самом доме, где он заснял призрачное лицо, волосы зашевелились на его голове. Возникло ощущение, будто он фотографирует мертвую. Она так и не пришла за своим портретом. А вскоре его ушей достиг слух, что девушка погибла, попав под поезд – ей отрезало голову.
Любовь РОМАНЧУК, кандидат филологических наук
Метки: привидения, Фотограф, фотосъемка