Для стабилизации ситуации на Донбассе Украина стремится пригласить международных миротворцев. Правда, этому гуманному и мудрому стремлению нашей страны доверить контроль за соблюдением мира независимым международным подразделениям активно противоборствует Россия, которой, очевидно, хотелось бы самостоятельно устанавливать на оккупированных территориях «новый порядок».
А какую роль могут сыграть миротворцы, прекрасно знает полковник в отставке Владимир Владимирович Сидоренко. Сейчас он возглавляет Днепропетровскую организацию ветеранов – участников миротворческих операций и Днепропетровский благотворительный Фонд защиты ветеранов Великой Отечественной войны, локальных войн и членов их семей. 23 года назад он командовал первыми украинскими миротворцами – 240-м батальоном специального назначения, который в 1992-1993 годах выполнял особую миссию в объятой гражданской войной Боснии.
Опухшие от голода люди. Полностью парализованные транспорт, коммунальная сфера, экономика. Подстерегающие за каждым углом пуля или взрыв. И тысячи, тысячи смертей… Еще вчера мы знали это только по рассказам наших миротворцев. Сегодня это – реальность войны в Украине.
Как командир первого миротворческого подразделения Украины относится к перспективе введения таких международных подразделений на Донбасс? Помогут ли они стабилизировать ситуацию?
- Урегулировать конфликт на Донбассе при помощи только миротворцев невозможно! – убежден Владимир Сидоренко. – Политики, руководители обеих воюющих сторон должны прежде всего желать мира. А на эту затянувшуюся сверх всяких ожиданий войну уже с огромным недоумением, разочарованием и возмущением смотрят во всем мире. И если конфликтующие стороны искренне будут желать ввода миротворцев – их предоставят.
Специфика ввода миротворческих сил, как напоминает Владимир Владимирович, заключается в том, что на него должны дать согласие обе конфликтующие стороны. И не просто дать согласие, а представить совместный план, который убедит Совет безопасности ООН, что огромные средства (а отправка миротворцев – очень дорогое удовольствие!) не будут потрачены зря.
Но пока даже начального компромисса сторон не удается достичь. Представители ДНР, ЛНР (действующие по указке понятно кого) сразу заявили: мол, мы не потерпим НАТОвских миротворцев, согласны только на контингент российских частей и их сателлитов. Разумеется, официальный Киев отвергает присутствие российских подразделений на Донбассе в качестве миротворцев. В свою очередь и Россия пригрозила заблокировать решение о введении миротворцев из европейских стран на Совете безопасности ООН.
- Мне кажется, Украина поспешила с приглашением миротворческого контингента, - считает Владимир Сидоренко. – Перед этим даже не был проанализирован огромный опыт участия украинских военных в миротворческих миссиях. А за прошедшие годы более 50 тысяч украинских военнослужащих принимали участие в таких операциях в Европе, Африке, на Ближнем Востоке. У некоторых политиков отсутствует даже понимание сути функций миротворцев, которые занимаются принуждением к миру конфликтующих сторон, но сами при этом не могут применять оружие. И приглашать миротворцев на Донбасс, где продолжаются обстрелы, - преждевременно. Причина же несанкционированного применения оружия на фоне объявленного перемирия, на мой взгляд, в том, что с обеих сторон – много добровольческих подразделений, фактически не подчиняющихся центральному командованию.
Когда Сидоренко вводил в Боснию 240-й батальон, ситуация там была удивительно похожа на нашу. Несмотря на объявленное перемирие, война фактически продолжалась. Из-за этих обстрелов уже на второй день нахождения в Боснии батальон понес потери: старший лейтенант Сергей Топиха погиб, шесть бойцов были тяжело ранены. И в дальнейшем обстрелы украинского батальона, стоявшего всего в 300 метрах от линии фронта сербов и мусульман, продолжались практически ежедневно. Вплоть до того момента, пока командованию нашего батальона не удалось путем переговоров с каждой из воюющих сторон достичь взаимопонимания.
- Наш батальон провел львиную часть работы по восстановлению снабжения Сараево водой и электричеством, - вспоминает Владимир Сидоренко. - Но главной задачей была доставка гуманитарных грузов (прежде всего – продовольствия). Сербы держали в плотном кольце три боснийских анклава - Горажды, Сребреницу и Жепу, в которых люди пухли и умирали от голода. В той же Жепе мы уберегли от резни сотни жизней мирных людей. Этот анклав охраняла рота нашего батальона под командованием капитана Валерия Маркина. Сербы неоднократно пытались взять анклав и «зачистить» его. Но Маркин каждый раз жестко отвечал: «Начнете атаку – ответим оружием!». А вот европейское подразделение, охранявшее Сребреницу, в такой же ситуации просто отошло. Через день в Сребренице было 5 тысяч трупов… Кроме гуманитарных программ, приходилось участвовать и в необычных операциях. Однажды мы были посредниками между сербами и боснийцами, которые обменивались телами своих убитых бойцов. За полтора года пребывания в Боснии я навсегда убедился: в такой войне не бывает правых и виноватых, белых и черных. Боснийцы вырезали сербов, сербы – мусульманские поселки…
Не в миротворцах видит Владимир Сидоренко главный рецепт стабилизации Донбасса. Главное, по его мнению, - мудрость, толерантность и политическая воля враждующих сторон. Если у политиков не хватит мудрости – Украина будет повторять трагический югославский сценарий кровавой войны с последующим распадом государства.
А вот что по поводу вероятности решить конфликт на Донбассе с помощью миротворцев думает политолог Андрей Золотарев:
- Введение миротворческого контингента в Украину действительно может стабилизировать ситуацию на Донбассе – но при ряде условий. Все упирается в вопросы: что это будут за подразделения, что они будут делать и какие позиции будут занимать? Во-первых, эти подразделения не должна контролировать Россия – иначе ситуация будет напоминать Абхазию или Южную Осетию. Во-вторых, миротворцы должны располагаться не на линии разделения войск Украины и ДНР/ЛНР, а на государственной границе нашей страны. При этом и проблема, и вопрос подразделений ДНР/ЛНР (находящихся на содержании России) будет решен без дальнейших военных действий. История введения миротворцев в другие страны показывает, что этот шаг не всегда бывает эффективен. Как это, например, происходит в Израиле, где мира в арабо-израильском противостоянии не может помочь достичь уже 4-я по счету миротворческая миссия.
Оксана ТЕРЕЩЕНЯ