Холодная осенняя ночь 1961 года… Двое отважных днепропетровских студентов пробираются в потемках к памятнику Иосифу Сталину, который долгое время находился в парке Шевченко, недалеко от нынешнего Дворца студентов. Один лишь миг - и каменные руки «отца народов» покрылись багряной кровью… А на груди советского вождя заалела надпись «Убийца».
Рискуя собственной свободой, молодые парни исполнили свою мечту – хоть как-то отомстили тирану, искалечившему судьбы их близких.
Друзья Олег и Валентин осознавали, какие последствия могут ожидать их после такого поступка.
Парни, прибежав в свое общежитие, всю ночь не могли уснуть. А поутру, придя в парк, были удивлены, как быстро сработали "псы режима": от “крови” не осталось и следа. Сталин, как ни в чем не бывало, смотрел на мир строгим взглядом, выкрашенный свежей белой краской.
Эту историю мы узнали от днепровского режиссера Катерины Стрельченко. Один из этих смелых парней – ее отец Олег Наседкин. Катя всегда гордилась отцом - он смельчак, спортсмен и человек-кремень. Узнав эту историю, девушка решила рассказать ее горожанам. Ведь только дочке Олег Яковлевич поведал интересные подробности событий той далекой осени.
- Осенью 1961 года мой отец был студентом второго курса металлургического института им. И.В. Сталина (был такой в Днепропетровске), - начинает свой рассказ Катерина.
Надо сразу сказать, что, едва родившись в 1937 году, он получил «высокое звание» сына врага народа. Деда репрессировали на 10 лет (тогда арестовали 8 человек, 5 из них - расстреляли). На волне критики культа вождя отец и его друг Валентин Игнатов подняли бунт с требованием изменить название института, к которому присоединились старшекурсники нескольких групп. Стихийно начавшись в коридоре, бунт привлек внимание педагогов, которые выскочили на крики с кафедры истории Партии и пригласили всех в аудиторию, где предложили вместе выбрать другое имя для заведения.
Вариантов было много - имени Мира, Орджоникидзе, кто-то предложил Ленина, на что ему ответили: «Зачем? Ленин и так везде!». Потом все разошлись, напряжение спало… В итоге табличку с именем Сталина сняли с фасада института. Но на этом юные революционеры не успокоились.
В то время в парке имени Шевченко, напротив Потёмкинского дворца, стояла статуя Сталина.
Через неделю после событий в институте отец с Валентином приобрели банку красной краски, и около двух часов ночи пришли на место. Стояла полная тишина. Валек, забравшись на плечи моему отцу, написал на памятнике большими буквами «УБИЙЦА» - прямо на груди, а затем выкрасил ему руки красным. Друзья отошли, чтобы посмотреть что получилось.
После чего Валек добавил: «Этого мало для него», и запустил стеклянной банкой с остатками краски прямо в лицо Сталину.
Ночную тишину разорвал громкий звон, обломки посыпались на землю. Друзья сломя голову рванули в сторону Лоцманки (район института физкультуры), тщательно посыпая следы махоркой - чтобы их не выследили собаки. Заметая следы, через частный сектор бесстрашные парни прибежали в общежитие, где не спали до самого утра.
Отважному герою нашего рассказа исполнилось недавно 82 года. Олег Яковлевич имеет твердый характер, огромную силу воли и феноменальную память. Он бывший боксер и настоящий боец. Сейчас Олег Наседкин живет в Павлограде. Там, на базе профучилища он своими силами оборудовал спортзал, где долгое время тренировал павлоградских ребятишек, прививая любовь к спорту. Олег Яковлевич по-прежнему активно интересуется всеми событиями, которые происходят в стране.

82-летний Олег Яковлевич занимается спортом, обливается холодной водой и активно интересуется политической жизнью страны
Нашему корреспонденту удалось лично пообщаться с Олегом Яковлевичем и из первых уст услышать, как же все-таки мальчишки-студенты решились на такой отчаянный поступок.
- Мы с другом Валентином были сыновьями «врагов народа». Моего отца-талантливого медика, арестовали, когда я был младенцем, увидел я его только в 10 лет. А отца Валентина расстреляли только из-за того, что он выбрал для своего рабочего кабинета портрет не Сталина, а Ленина, - рассказал Олег Яковлевич. - Мы были настолько обозлены на Сталина за наши разрушенные семьи, за горе своих родителей, за свои нелегкие судьбы! В нас кипела бунтарская кровь. Мы искали справедливости. Мы понимали, что этим делом с памятником будет заниматься КГБ. За это могли исключить из института и даже дать срок. Но нам повезло, и все прошло без последствий. А через неделю после нашего поступка мы увидели, как этот памятник тащит трактор. С того места его убрали навсегда.

Дочь Олега Наседкина Катерина Стрельченко выросла настоящей патриоткой Украины (с друзьями-атошниками)
Юлия КЛИМЕНКО
Фото из архива Олега Наседкина