Музей «Память еврейского народа и Холокост в Украине», открытие которого состоялось в октябре 2012 года в крупнейшем многофункциональном общинном комплексе «Менора», уже хорошо известен не только в Днепре, но и за его пределами. Именно этот музей и его развитие являются сегодня главным направлением работы института «Ткума» вместе с Днепропетровской еврейской общиной. Центральное место в нем занимает зал «Холокост», в котором представлены темы, которые вызывают в наши дни большое внимание общественности: это нацистский геноцид в отношении евреев и сопротивление Холокоста, коллаборация с гитлеровскими захватчиками, а также украинские праведники народов мира – спасители от нацистского геноцида.
Высокопрофессиональные работы художников и дизайнеров, уникальные экспонаты, а также использование новейшей аудиовизуальной, мультимедийной техники и технологий, авторские образовательные программы для посетителей музея способствую тому, что он уже занял особое место в Европе. О том, как именно удалось достичь такого впечатляющего результата, а также о перспективах развития музея «Вечерке» рассказал руководитель научного отдела института «Ткума» Егор Врадий.
- Украинский институт изучения Холокоста «Ткума» существует еще с 1999 года, - открыл секрет Егор Врадий. – Тогда он был создан как центр изучения Холокоста и в таком качестве просуществовал до 2012 года, пока не обрел статус музея. При этом идея создания музея появилась гораздо раньше, чем идея создания «Меноры» - авторами концепции тогда выступили несколько людей. Это Геннадий Боголюбов, Игорь Коломойский, а также нынешний директор музея Игорь Щупак. В процессе работы над музеем были воплощены идеи художника Виктора Гукайло, а также многих других. Интересно, что даже официальное открытие музея произошло раньше, чем официальное открытие «Меноры».
- А в чем отличие Музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине» от других подобных?
- Это музей не классический, в отличие, скажем, от исторического или художественного. Его создатели старались практически все сделать с помощью новых методов, перенимая отчасти зарубежный опыт. Например, в Варшаве несколько лет назад открылся музей польских евреев «Полин», который по результатам 2015 года был признан лучшим музеем Европы. Кстати, поляки использовали у себя некоторые идеи и технологии, которые в нашем музее были реализованы еще в 2012-м. Самое главное, что нам удалось реализовать, это рассказать не только о Холокосте, но и об истории еврейского народа в целом. Причем сделать это мы попытались в трех измерениях: украинском, мировом, а также городском – через призму жизни евреев в Екатеринославе и Днепропетровске. Конечно, мы рассказываем и о трагедии Холокоста – о том, как все это происходило именно здесь, в нашем регионе, и об отличиях этой ситуации от общеевропейской. Мы рассказываем и о Первой мировой войне, и о репрессиях в СССР в 20-30-е годы, и о первом геноциде на украинских землях, и о Голодоморе. При этом показываем разные точки зрения на одни и те же явления. В этом нам помогают не только привычные технологии, но и арт-инсталляции, мультимедийные технологии. Я уверен, что Холокост - это не только рассказ о периоде с 1939 по 1945 годы, - он касается и нас сегодняшних. Выбор между добром и злом продолжается даже сейчас, когда нет нацистов.
- Какая работа сегодня ведется на базе музея?
- У нашей работы существует несколько направлений. Это экскурсионная деятельность, а также образовательная и просветительская. Мы проводим разнообразные программы для школьников нашего региона и всей Украины, а также семинары для учителей. На них мы рассматриваем, например, вопросы исторического образования, которое как раз сейчас реформируется. В этом году мы уже в четырнадцатый раз в сентябре проведем конкурс «Уроки войны и Холокоста», в рамках которого школьники из разных уголков Украины будут презентовать свои научные и творческие работы. Также музей сотрудничает с различными партнерскими организациями – например, все тот же польский «Полин», музей евреев в Берлине, немецкий исторический музей, израильские музеи. В нашем музее, в отличие от многих государственных, созданы все условия для того, чтобы сотрудники могли видеть зарубежный опыт и внедрять его на практике. Однако такая свобода как предоставляет большое поле для творчества, так и требует большой ответственности.
- Как много людей посещает ваш музей, и кто они – ваши посетители?
- В прошлом году наш музей посетили около 13 тысяч человек, большинство из них – не евреи. И это при том, что музей работает только три дня неделю! Среди наших посетителей много иностранцев, среди которых большинство – поляки и немцы. Около 35 процентов гостей – школьники, они проходят у нас разные темы, которые изучают в это время в школе. Например, Украинскую Народную Республику, Голодомор, краеведческие занятия по Екатеринославу.
- Я слышала о том, что скоро в музее появится новая экспозиция.
- Да, она будет называться «Евреи после Холокоста». Там будут блоки, посвященные их возвращению на родину, послевоенным процессам над нацистами, борьбе с космополитами в 1948-1949 годах, диссидентскому движению, репатриации, отъезда евреев в Израиль – на их историческую родину. Кроме того, в последнем зале в конце 2017-го откроется экспозиция, посвященная геноциду ромов во время Второй мировой войны. Этот народ тоже по замыслу нацистов подлежал уничтожению. К сожалению, об этой трагедии осталось очень мало письменных документов.
- Насколько уникален именно наш, днепровский музей?
- Знаю, что музеи, посвященные Холокосту, были попытки создать в Одессе, Харькове. Есть также отделы по этой теме в исторических и краеведческих музеях, однако полностью такого музея, как у нас, нет нигде. Скоро будет создаваться мемориал в Бабьем Яре, но это – совсем другое дело. В нашей работе мы часто сталкиваемся с некоторыми сложностями. Одна из них заключается в том, что по некоторым темам материала очень мало, зато по другим его столько, что наша экспозиция просто не может все в себя вместить. Конечно, нам нередко помогают наши посетители, которые приносят сюда часть своей семейной истории. Например, у нас есть башмачки и варежки еврейской девочки, которые были переданы немецким военным украинской семье. Немец снимал у них квартиру и принес вещи детям хозяев квартиры. Скорее всего, оккупант снял их с ребенка, расстрелянного, как и тысячи других еврейских детей, в балке в районе нынешнего ботанического сада… Есть у нас также бинокль дедушки известного волонтера Павла Хазана. Это был военный трофей, который предок Павла взял у пленного немецкого офицера. Он якобы даже сказал советскому воину, что видел через него окраины Москвы. Дедушка дошел с биноклем до Берлина. А когда Павел отправился на передовую во время нынешнего военного конфликта в зоне АТО, то прихватил легендарный бинокль с собой.
- Что вы сегодня можете предложить вашим посетителям?
- Каждую среду у нас проходят заседания исторического клуба, участниками которых была, например, известная писательница Оксана Забужко. Часто с мобильными выставками мы выезжаем в сельские школы, причем не только по Днепропетровской области. Институт «Ткума» проводит также каждый год межрегиональный молодежный семинар «Ковчег» - в последнее время это происходит во Львовской области. Туда съезжаются представители разных национальностей и культур. Неслучайно «ткума» с иврита переводится «возрождение». Да, все возродить невозможно. Однако протянуть руки друг другу и попытаться понять друг друга все же стоит…
- Как можно попасть в музей?
- Записаться на экскурсию можно по телефонам (056) 717 70 15, 717 70 17, 717 70 16, 717 70 18. Загляните также на наш сайт http://tkuma.dp.ua. Мы работаем во вторник, четверг и воскресенье. Цены у нас очень демократичные – взрослый билет стоит 15 гривен, детский – 5, да еще и льготы есть. Так что добро пожаловать!
Юлианна КОКОШКО
Метки: геноцид, еврейский центр «Менора», Холокост, экскурсии