Наша землячка Яна Ясунас создает свои произведения на черепах животных и птичьих перьях
Великие и прочие идеи, как известно, рождаются в головах, то есть в черепных коробках мастеров. Но иногда замыслы эти воплощаются и непосредственно на самих черепах. Дипломированный зоолог Яна Ясунас стала первой украинкой, кто подтвердил это на деле.
Первые сюжеты подсказали Фрида Кало и Диего Ривера
Однажды Яна побывала в Мексике. Ну побывала и побывала. С кем не бывает? Но эта поездка буквально перевернула жизнь начинающей художницы. Ну а культурные традиции далекой страны произвели на нашу землячку самые неизгладимые впечатления. Ведь именно в Мексике убеждены в том, что голова остается вместилищем жизненной силы (в том числе и после отделения ее от туловища), что положило начало широкому распространению культа черепа. Из черепов делают маски и кувшины, украшения и сувениры, детские игрушки и художественные произведения. Последним как раз и решила заняться украинка.
- Меня всегда тянуло заняться живописью, - рассказывает Яна Ясунас, - Мой папа был художником, и, видимо, его гены дают о себе знать. Я, правда, никогда не училась в художественной школе, но после путешествия в Мексику наконец нашла в себе силы расписывать черепа. Как в Мексике. Первые сюжеты мне подсказали работы знаменитой супружеской четы Фриды Кало и Диего Риверы. А первый череп я нашла вблизи Скадовска, где мы с мужем (супруг Яны известный зоолог и путешественник Валерий Кеменов - Авт.) презентовали выставку животных. Найденный коровий череп был уже обглоданным – то есть практически готовым для творчества.
Вскоре наивные символы и метафоры доколумбовых цивилизаций Америки очень оригинально украсили череп самого известного украинского парнокопытного. Сегодня на работах-черепах мастера можно заметить невиданные деревья и цветы, обычных и сказочных животных.
- Когда увидела, что получилось, сама себе удивилась, - констатирует Яна. - Это в жизни я реалистка, а в творчестве предпочитаю мифы и сказки.
Петриковка на лисьих черепах
Кроме уже упомянутой Фриды Кало, с которой наша землячка даже внешне похожа, сюжеты, темы и настроения некоторых работ Яне подсказал знаменитый татарский художник Азат Миннекаев. Потому произведения Яны сравнимы с древней сказкой, бесхитростной и неизменной на протяжении последних тысячелетий. Всё это прелестно, но вот вопрос: где брать черепа для будущих шедевров? Их же не продают в магазинах, как краски и холсты.
- Мы ходили вдоль запорожского гребного канала, куда часто выбрасывают разделанные туши и скелеты животных, - продолжает рассказ художница, - Копались в земле и нашли два черепа. Они были повреждены. Видимо, этих коров забивали самым нецивилизованным способом – дубинками и металлическими палками. На одном из этих черепов я нарисовала картину в стиле Миннекаева. Ну и еще наши выставочные животные умирают. И я использую их черепа.
В своеобразной коллекции художницы есть расписные черепа косуль, лис, обезьянок. К последним относится работа – яркий череп куканга. Как известно, эти приматы характеризуются коротким хвостом, очень крупными глазами. Черепок этой маленькой обезьянки Яна разукрасила в яркие цвета волшебной сказки. Наивной и доброй. Ну а главным сказочным персонажем является южно-американский тукан. Напомним, что у туканов несоизмеримо большой, сжатый с боков, ярко окрашенный клюв. Смотрится он весьма внушительно, но птичка никогда и никого не обижает. Уж очень она добрая. Как и сама нарисованная сказка.
Ну и, разумеется, нельзя не сказать о петриковской росписи, украсившей лисьи черепа. Наверное, никогда раньше образцы украинского народного искусства не воспроизводились таким неожиданным образом.
В планах Яны Ясунас воспроизвести еще один украинский сюжет - «Казаки в дозоре». Только он требует пространства. Тут подойдет, например, череп лошади. Где еще разместишь великое множество казаков? Но пока подходящего костяного «холста» соответствующих размеров найти не удалось.
Птичьи перья можно сделать еще прекрасней
Кроме черепов для своих произведений мастерица использует также птичьи перья. Оказывается, раскрасить их очень непросто.
- На пере невозможно сделать эскиз будущего рисунка, и потому приходится рисовать сразу без проб, - рассказывает собеседница. - Проблематично класть краску, и приходится делать 3-4 мазка для того, чтобы акрил проявился на пере.
Приходилось расписывать перья самых разных птиц – африканских кукушек, фазанов, цесарок, сов. Но лучше всего работать с перьями какаду. Они покрыты своеобразным тальком, и потому краска на них ложится легко и свободно. Пиши не хочу!
Конечно, небольшие размеры перьев не позволяет реализовать весь творческий потенциал одарённого мастера. Зато и без того прекрасные перышки теперь стали еще прекраснее: на них появились изображения животных, птиц и насекомых. А еще - флаги разных стран, которые, как и птицы, очень любят резвиться в воздушных потоках.
А мне вспомнилось, что самые великие литературные шедевры прошлого (к примеру, «Мертвые души» и «Евгений Онегин») были написаны гусиным пером. Жаль, что сегодня писатели набирают свои тексты преимущественно на компьютере. Если бы нашлись любители ретрописи, предпочитающие техническим новшествам вечное как мир перо, расписные перья Яны Ясунас стали бы востребованными. А сейчас они - только оригинальные творческие работы. Впрочем, и этого немало. Пробуйте-ка сами сделать нечто подобное!
А. Разумный
Метки: прикладное искусство, череп