Патриот Чапкис лечится в Днепропетровске

Украинский мастер балетного и народного танца, народный артист Украины Григорий Чапкис – живая легенда нашей страны. 70 лет (!)  продолжается его уникальная танцевальная карьера. Всеукраинскую известность Григорий Николаевич приобрел десять лет назад, став наставником и судьей проектов «Танцы со звездами»-1,2,3, «Танцую для тебя». Силам, жизнелюбию этого танцора можно только поражаться.

чапкис2

Вернули с того света

И тем более шокирующей стала для нас новость о том, что Григория Чапкиса буквально возвращают к жизни в одной из днепропетровских больниц. Здесь, в «Клинике доктора Куликовича», давнем партнере «Вечерки», мы и встретились с еще слабым, но уже идущим на поправку знаменитым танцором. Несмотря на болезнь, выглядел он безупречно элегантно!

- Что вас привело в эту клинику? – поинтересовались мы у Григория Чапкиса.

- Проблемы начались еще в 2015 году. У меня проявился беспрерывный кашель, боли в груди, температура 39 градусов. Долгое время лечился в Киеве, где и живу, в разных больницах. Но несмотря на титулованные имена докторов, состояние не улучшалось ни на йоту. И тогда мне порекомендовали обратиться к Юрию Куликовичу. Еле приехал в прошлом году – было невыносимо плохо. Но за два дня в клинике температура нормализовалась, а на четвертый день был практически здоров. Юрий Куликович рекомендовал мне приехать осенью на профилактику. Но поскольку мне было хорошо, я проигнорировал его совет. И очень об этом пожалел этой зимой. Скрутило опять так, что еле добрался к моему спасителю. Как говорят специалисты – добрался вовремя. Еще бы чуть-чуть… Меня здесь вернули к жизни!

- Знаю, что раньше вы регулярно бывали в Днепропетровске, открывали фестивали танца, балы…

- О, какие это были балы! Я всегда с огромным удовольствием приезжал в ваш удивительно прекрасный город, предвкушая этот праздник танца! Организация всегда была на высочайшем уровне. Ваш бывший мэр Куличенко лично курировал проведение этих балов, приходил на них, открывал вечер. Бываю в Днепропетровске и в последнее время, сужу конкурсы, фестивали. А вот балы остались только в воспоминаниях. Нужны ли они сейчас, когда люди гибнут в окопах? Это как пир во время чумы. Но я верю, что красочные балы в Днепр еще вернутся!

- В феврале вам исполнится 86. Вы до сих пор танцуете?

- Да, до сих пор танцую. Провожу балы, даю мастер-классы, занимаюсь с учениками. Готовлю людей к свадьбе, ставлю им танцы. Сужу многие конкурсы и фестивали. Сейчас я главный судья фестивалей в Финляндии и Болгарии, скоро туда еду... А еще работаю мальчиком по вызову: меня вызывают, и я танцую. Даю уроки на дому. Движение – это и есть жизнь.

Карьера началась у Сталина на коленях

- В феврале этого года исполняется ровно 70 лет, как вы были зачислены артистом балета в Государственный ансамбль песни и танца Украины (сейчас – Национальный ансамбль танца Украины имени Вирского). Что осталось самым ярким воспоминанием из этой карьеры?

- За эти 70 лет я участвовал в тысячах спектаклей, концертов, постановок. Объездил 71 страну мира – большую часть с легендой хореографии Павлом Павловичем Вирским. И все это – как яркий калейдоскоп, в котором одну сцену выделить невозможно. Войну наша семья пережила в Казахстане. В совершенно разгромленный Киев приехали в 1944 году, и я пошел заниматься танцами в студию песни и танца  общества «Трудовые резервы». А год спустя наш ансамбль выступал в Кремле. В первом ряду сидели Сталин, Булганин, Ворошилов, Будённый, Маленков... Мы заканчивали выступление гопаком. И вот финал, аплодисменты, готовимся идти на поклон. Когда я выдвинулся вперёд, Сталин подозвал меня и одной рукой снял со сцены. Несколько минут я сидел у него на коленях. Кто-то из второго ряда передал ему красненькую коробочку. Сталин открыл её, достал наручные часы и дал их мне, затем поставил меня обратно на сцену. Можете представить моё состояние — я, пятнадцатилетний мальчишка, и рядом Сталин! Но все-таки этот эпизод – случайность. Хотя после этого все газеты дружно написали обо мне, что я ребенок из бедной многодетной семьи, а добился таких  успехов. Я стал знаменитостью! Когда ехал в трамвае, то старался держаться за поручень так, чтобы были видны во всей красе часы — все смотрели на меня и на часы, подаренные самим Сталиным, слушали, как они тикают. А уже вскоре после этого меня зачислили артистом балета в Государственный ансамбль песни и танца Украины.

- Уникально, но вы уже в 19 (!) лет стали балетмейстером знаменитого Киевского театра имени Франко! Что надо сделать молодому человеку для такой ошеломительной карьеры?

- И этот факт во многом – дело случая. Или воли Бога. Чем старше я становлюсь, тем чаще думаю о том, что все в этом мире происходит по воле Того, Кто на небесах. А с назначением балетмейстером все происходило так. Театр Франко готовился к первым послевоенным зарубежным гастролям, в Польшу. В репертуаре было много спектаклей с танцами, но мастеров балета в театре не было, артисты театра танцевали сами, как могли. Чтобы не ударить перед поляками в грязь лицом, в труппу срочно пригласили шесть балетных пар, которые порекомендовал Вирский. Руководство театра, просмотрев эти пары, старшим назначило меня. Все просто.

«Я – патриот!»

- Вы – ребенок войны, родившийся в 1930 году. Могли ли представить, что война придет в Украину?

- Никогда такого не мог представить и в страшном сне! Эта война прошла по душам и сердцу каждого украинца. Но вернуть мир в нашу страну можно не бряцанием оружием, а умом, переговорами.

- Наверное, вы знаете о том, что Днепропетровск стал символом патриотизма в Украине. А вы считаете себя патриотом?

- Да. По возрасту и здоровью многие вещи я уже не могу сделать. Мой патриотизм заключается в том, что в самый страшный для страны период – я здесь, в Украине, чтобы сделать ее жизнь лучше. Мой сын давно живет в США, дочь – в Италии, они наперебой зовут меня переехать к ним. И десяток лет назад я пожил в Италии. Но понял: там для меня жизни нет, все мое – это Украина. Вернулся в Украину тогда, когда люди, напротив, отсюда массово уезжали. И сейчас даже не думаю о том, чтобы покинуть Родину.

Чапкис бал

Константин ШРУБ

Метки: Григорий Чапкис