Несмотря на то, что оперное искусство во всем мире считается элитарным, такая опера как «Травиата» неизменно пользуется популярностью у широкой публики, в том числе и днепропетровской. Секрет прост: арии-шлягеры плюс нестареющий сюжет о страданиях «падшей» и «заблудшей» Виолетты Валери (именно так с итальянского переводится слово «Травиата»), которая стала жертвой коварной болезни и жестоких интриг…
Реальную француженку Мари Дюплесси Александр Дюма-сын увековечил в романе, а затем и пьесе «Дама с камелиями» - именно так называется балет, который тоже идет в Днепропетровском академическом театре оперы и балета.
Целых четыре года французская цензура не допускала эту «безнравственную» пьесу на сцену, а на премьере оперы ее автора освистали, обвинив в отсутствии морали. Однако прошел год, и удивительная музыка великого композитора сделала, казалось бы, невозможное: зрители полюбили «Травиату». «Верди обессмертил моих героев», - сказал Дюма, и это оказалось правдивым пророчеством. Впервые опера была поставлена в Днепропетровске Юрием Чайкой в 1977 году – тогда этот спектакль просуществовал до 2006 года.
Уже вскоре после того, как «Травиата» сошла с наших подмостков, ее захотели вернуть. Новое художественное решение спектакля придумали главный режиссер днепропетровской оперы Юрий Чайка и главный художник Дарья Белая. Именно им принадлежит идея использовать в декорациях фрагменты полотен Рубенса, Тициана, которые можно увидеть в панораме размером 11х25 метров. Кроме того, в сценографии органично используются живопись, архитектура, коллажи, видеодекорации. А костюмов пришлось пошить около ста! Только лишь по предварительным подсчетам на эту постановку было потрачено около полумиллиона гривен. К сожалению, работу над ней сплоченной творческой команде пришлось завершать уже без Юрия Чайки: он скончался после продолжительной болезни 5 марта 2016 года. По желанию Юрия Викторовича работу над «Травиатой» возложил на свои плечи Алексей Дугинов, который долгое время был солистом харьковской оперы, а затем получил еще и режиссерское образование.
- Моя миссия заключалась в том, чтобы «достроить» начатое здание, воплотить идеи Юрия Чайки, - рассказывает Алексей Дугинов. – Наша постановка задумывалась как красивая, эмоционально искренняя и адекватно жесткая в своей правде жизни. Да, в моем в представлении - это не мелодрама. Я предложил добавить в постановку еще один состав – молодых вокалистов, которые только что окончили консерваторию. На первый план постарался вывести человеческие отношения: хотя Виолетта и куртизанка, она тоже имеет право на любовь. Зыбкий мир двух влюбленных разрушает отец главного героя. А тот, кто недавно был фаворитом общества, быстро оказывается одиноким и забытым… Самым важным при работе над «Травиатой» для меня было сочетание актерских эмоций с качественными голосами. Думаю, у нас все получилось: днепропетровские зрители увидят новых солистов, новые декорации. Это премьера в широком смысле слова!
В спектакле задействованы лауреаты международных конкурсов Елена Самойлова, Тимур Парулава, заслуженные артисты Украины Александр Сергеев, Ольга Ус, солист львовской оперы Орест Сидир. Нельзя не отметить и пару тех самых дебютантов, которые приковывают себе взгляд благодаря не только своему таланту, но также красоте и молодости: это Марианна Рябошлык (Виолетта Валери) и Марк Сердюк (Альфред Жермон). Виртуозно дирижирует оркестром заслуженный деятель искусств Украины Юрий Пороховник. Спектакль идет на итальянском языке с двумя антрактами, однако воспринимается легко благодаря русским титрам на экране, расположенном над сценой, и, конечно же, восхитительной музыке.
Увидеть оперу «Травиата» в днепропетровской опере можно 6 и 20 мая в 19.00.
Юлианна КОКОШКО
Метки: «Травиата», театр оперы и балета