Разве могут украинские дипломаты сделать что-то большее, чем заставить Барака Обаму поговорить с Путиным?
«Список Савченко» - правильная и своевременная инициатива украинской дипломатии. В преддверии вынесения приговора Надежде, а также сразу после его оглашения нужно максимально усиливать давление на Россию.
Это один из немногих примеров, когда украинская дипломатия, на мой взгляд, работает очень эффективно. Разве могут украинские дипломаты сделать что-то большее кроме, как заставить Барака Обаму поговорить с Путиным на эту тему?
В условиях, когда Россия изо всех сил борется за сокращение санкций, «список Савченко», по факту, дает возможность ввести дополнительные ограничения, причем персональные. Очень важно продолжать работать в том же духе и с психологической, и с политической точки зрения.
Думаю, если россияне будут медлить с решением судьбы Надежды, введение новых санкций по ее делу вполне вероятно. Этот список превратится в конкретные решения в очень многих странах. Мир реагирует на действия России некими волнами: первая была после аннексии Крыма, вторая – после сбитого малазийского Боинга, потом было Дебальцево. Дело Савченко может стать очередным всплеском действий мирового сообщества против Российской Федерации.
Кроме того, давление в деле Савченко если не напрямую, то косвенно поспособствует освобождению и других украинских заключенных и военнопленных.
Президент Европарламента Мартин Шульц, которому президент Петр Порошенко передал список, заявил, что вряд ли все перечисленные в нем лица будут объявлены персонами нон-грата, в частности, и первый номер – Владимир Путин. Это нормально. Нужно оставить кого-то, с кем можно продолжать переговоры, к кому можно апеллировать с требованиями или просьбами помочь в решении тех или иных вопросов. Если ввести санкции против человека, возможность сотрудничества с ним закрывается.
В данном случае все поступают правильно. Украинская сторона правильно делает, что включает в список Путина, а европейская – делает правильно, что оставляет пространство для диалога с российским президентом, от которого – и все это понимают – зависит судьба Савченко.
Дипломат, экс-генконсул Украины в Стамбуле, глава правления "Майдан закордонних справ"