Олигархической экономике не нужны образованные, активные и энергичные предприниматели. Поэтому их выдавливают: произволом, рейдерством, лишением перспективы
В 1492 году в Испании случилось два события, повлиявших на судьбу этой страны и всего мира. Во-первых, Колумб открыл Америку. Во-вторых, из Испании изгнали евреев.
Нет, колонка не про антисемитизм. Она об изгнании.
Так сложилось, что после Реконкисты (отвоевания Испании у мусульман) именно евреи были грамотными и занимались ремеслами, торговлей и финансами. Остальное население большей частью составляли надменные победители: светские и церковные аристократы, а также “ватники” той эпохи — привязанные к земле крестьяне, которым было в значительной степени все равно, ходить в церковь или мечеть. Поэтому ремесла, торговля и финансы оказались в основном в еврейских руках.
И вот этих людей изгнали в течение четырех месяцев.
По некоторым данным, выдворено было 20 % населения. Самые грамотные и умелые, нередко самые состоятельные (хотя и бедняков хватало), самые опытные и энергичные. Их имущество перешло казне, а малая доля — доносчикам. Правящая элита обогатилась, христианские торговцы и ремесленники праздновали резкое снижение конкуренции.
А дальше страна покатилась по наклонной плоскости. Не помогло даже открытие и ограбление Америки, из которой вывезли неимоверное количество золота и серебра. Все это не принесло счастья. Захватив полмира, Испания надолго погрузилась в отсталость, да и сейчас не может похвастаться высокими рейтингами инновационности.
Кстати, многие испанские евреи переехали в Голландию, ставшую одним из лидеров новой эпохи. Голландцы были рады принять образованных, энергичных и активных людей.
Вернемся в Украину 2016‑го.
Сегодня предприниматели — образованное, энергичное и активное меньшинство украинской нации, не отличающееся религиозной принадлежностью от надменной элиты и покорной массы. Хотя разница в ценностях может оказаться больше, чем конфессиональная разница в тогдашней Испании. Сегодня это меньшинство изгоняют. Изгоняют не декретом, как в 1492-м. Просто потихоньку выдавливают — произволом силовиков, рейдерством местных баронов, отсутствием защиты собственности, лишением надежды и перспективы.
Умные правители во все времена старались сохранить и приумножить образованное, энергичное и активное меньшинство, поскольку оно является источником налогов, инноваций и рабочих мест. Иначе поступали лишь тогда, когда такое меньшинство не вписывалось в желаемую экономическую модель — как в Советском Союзе времен борьбы с буржуями, кулаками и недобитыми интеллигентами. Или тогда, когда идеология заглушала голос разума, как в 1492‑м.
Нынешние времена скупы на идеологии, поэтому приходится предположить, что предприниматели просто не нужны. Не вписываются в желаемую экономическую модель. Олигархической экономике вовсе не нужны 45 млн населения. В эпоху автоматизации достаточно нескольких миллионов работников сельского хозяйства, химии и металлургии (да, вьетнамцы вполне подойдут). Еще нужен миллион поваров, горничных, парикмахеров и массажистов. Они майданов не устроят и профсоюзов не потребуют, а образования хватит начального — на уровне дворовых людей из поместий XIX века. Остальные могут выбирать — уехать или умереть.
В 1492‑м для подрыва страны нужно было, чтобы выехали 20 %. В нынешние стремительные времена достаточно 0,5 % — 200 тысяч человек. Кто‑то вывезет в Польшу весь коллектив с семьями — налоги и стоимость жизни вроде выше, а по факту издержки ниже. Кто‑то сложит бизнес в чемодан и отправится в аэропорт. Кто‑то поедет с полупустым багажом, поскольку основной капитал находится в голове. Процесс уже идет, причем набирает обороты.
Последний из уехавших должен не забыть выключить свет в аэропорту, ведь он больше не понадобится. Дворовая обслуга и промышленные рабы ездят разве что на дачу. А немногие бароны обойдутся личными самолетами, им длинная взлетная полоса ни к чему.
Есть только одна проблема. Такая страна может существовать лишь на Луне, потому что защитить ее невозможно. Слабый и богатый — приманка для хищника. Защитить страну может только адекватная по мощи регулярная армия, бойцы которой знают, за что они идут умирать. Граждане, а не рабы и не дворовые люди.
Поэтому построение такой экономики в XXI веке возможно, но только вся она целиком вскоре переходит в совсем другие руки. Создатели такой экономики не успеют воспользоваться ее выгодами.
Предприниматель, преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы, соучредитель проекта Нова Країна
Метки: реформы