Автор: Марина Шаповалова (Москва)
Мне всегда были отвратительны фильмы вроде "Крёстного отца".
Да - Брандо, Аль Пачино, великолепные с художественной точки зрения мизансцены и композиции в кадре - всё понимаю.
Отвратительно.
Унизительно и мерзко восхищаться тем, как искусно дьявол берет тебя самого на крючок, подвешивает и ласково интересуется: правда же я молодец? Скажи, здорово у меня получилось?
Меня всегда ужасала способность людей унижаться.
Когда бандита, установившего свои порядки прямым насилием, называют "авторитетным человеком", охотно приписывают ему мнимую справедливость, соглашаются с тем, что его сила достойна уважения - ведь это и есть она, готовность унижаться.
Когда известный артист называет вора в законе "по своему интересным человеком" - это то же самое.
Когда талантливый режиссёр снимает о нём фильм, не просто оправдывая. а эстетизируя личность банального убийцы - тоже.
Нам самом деле, дон Корлеоне - просто сволочь и бандит. От обычных людей он отличается тем, что ему легко убить человека. Другим людям - которые чувствуют ужасную непоправимость смерти и горе близких убитого - это сделать трудно даже при крайней необходимости. А ему - легко. Потому что он не чувствует чужой боли. Не потому, что он - сверхчеловек, а потому что просто урод, в котором звериного больше, чем человеческого.
Эта же способность унижаться от страха - основа поклонения верховному правителю, чья власть не ограничена законом. Подсознательно не желая признаваться себе в своём страхе люди приписывают узурпатору власти несуществующие превосходные качества, чтобы назвать свой страх "уважением". На самом деле, уважение возникает только в отсутствие страха или корысти, то есть, там, где "ничего личного" - чистый восторг перед высотой человеческого духа. А "уважая" дона Корлеоне, ты просто отдаёшь себе отчёт, что он может тебя убить - ему ничто не помешает: нет ограничителей ни внутренних, ни внешних. Если повезёт и осмелишься надеть на него наручники - всё это "уважение" снимет, как рукой.
Так было со Сталиным. И с Гитлером. И сейчас так же.
Посмотрите на него! Это, всего лишь, плюгавая мелочь. Приодетый в "brioni" гопник. Не умный, но хитрый. Слабый, но изворотливый. Довольно туповатый, зато наглый и циничный. Его мнимая величина - это величина нашего страха перед отсутствием у него нравственных тормозов.
Метки: Путин