Экспорт – основной элемент, необходимый для экономического роста, и к этому вопросу необходимо подходить рационально
На неформальной встрече министров стран Восточного партнерства министр иностранных дел Украины Павел Климкин предложил шести членам Восточного партнерства (Армении, Азербайджану, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине) создать единое экономическое пространство или зону свободной торговли. Это неправдоподобно. Да, Украине нужно открыть свою экономику для международной торговли, чтобы развивать экономику и побороть коррупцию, но вопрос в том, как это сделать.
Самая важная торговая сделка Украины – это Соглашение об ассоциации с Европейским союзом, в которое входит также Глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли (DCFTA). И украинский, и европейский парламенты ратифицировали соглашение 16 сентября 2014 года, но ЕС в одностороннем порядке принял автономные торговые преференции, предоставив украинским производителям доступ к европейским рынкам без таможенных сборов уже с апреля 2014 года. В результате средний тариф на импорт украинских товаров в ЕС сократился с 4,5% до 0,9%.
Несмотря на это, украинский экспорт в ЕС в 2015 году сократился на 23%: с $17 млрд в 2014 до $13 млрд. Как могло так получиться? Немецкая консультативная группа в Украине назвала основной причиной сокращения экспорта мировое падение цен на сырье; в реальном выражении экспорт сократился на 2%.
Еще одно возможное объяснение – Украина в основном экспортирует в ЕС сырьевые товары: сталь и сельскохозяйственную продукцию, и 36 основных ее товаров попадают в небольшие экспортные квоты. Для крупных экспортных предприятий Украины, производящих такие товары, как курятина и яйца, эти квоты составляют всего 1% от украинского производства.
Главной целью Украины в торговой политике должно стать увеличение экспорта в ЕС. Лучший способ достичь этого – привлечь иностранных инвесторов, чтобы те производили товары и услуги, которые не будут попадать под европейские квоты на импорт. Украина благоразумно присоединилась к Соглашению по государственным закупкам ВТО (Всемирной торговой организации). Это один из способов выхода на европейский рынок. Украинской власти нужно сосредоточиться на увеличении квот; этот процесс упростится, если ЕС установит, что Украина выполняет взятые на себя обязательства и проводит основные реформы, указанные в DCFTA.
Для этого украинской власти нужна более эффективная координация в сфере управления. К счастью, в правительство, сформированное в апреле 2016 года, входит вице-премьер-министр по Европейской интеграции. Этот пост заняла Иванна Климпуш-Цинцадзе. Именно через вице-премьер-министра по Европейской интеграции нужно заняться координацией внедрения соответствующих реформ. В Соглашении об ассоциации Украина взяла на себя несколько сотен обязательств относительно реформ в рамках европейских acquis communautaire. Эти реформы требуют модернизации украинского законодательства и институций, а также их приведение к международным стандартам.
Новое соглашение о свободной торговле в рамках Восточного партнерства (между Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Молдовой и Украиной) просто невозможно. Начнем с того, что Азербайджан с Арменией воюют. В-третьих, Армения и Беларусь являются членами путинского Евразийского экономического союза, и Россия не позволит им вступить в новый союз. Остаются три страны, являющиеся членами ВТО и заключившие соглашения об ассоциации с ЕС: Грузия, Молдова и Украина.
Молдова уже член Центральноевропейского соглашения о свободной торговле (CEFTA), заключенного в 1992 году между Польшей, Чехословакией и Венгрией. CEFTA служило в некотором роде «сенями» перед вступлением в ЕС. Вступая в ЕС, страны выходили из CEFTA, тогда как другие страны, планирующие присоединиться к Евросоюзу, сначала вступали в CEFTA. Вступление в CEFTA требует членства в ВТО, ассоциации с ЕС и соглашений о свободной торговле с действительными членами CEFTA.
На данный момент в CEFTA входят семь стран: Албания, Босния и Герцеговина, Косово, Македония, Черногория и Сербия. Все они присоединились к соглашению в 2006-2007 годах. Штаб-квартира CEFTA находится в Брюсселе. Помимо подготовки стран-членов ко вступлению в ЕС, CEFTA упрощает торговлю между ними. Вместо того, чтобы размышлять над созданием нового соглашения о свободной торговле, Украине и Грузии следовало бы последовать примеру Молдовы и присоединиться к CEFTA.
Какой бы желанной ни была торговля с Россией, Кремль вряд ли позволит какую-либо взаимовыгодную торговлю, так что этот вопрос следует отложить на будущее. Соглашение о свободной торговле с Канадой – красивый политический жест, но он вряд ли приведет к реальным результатам, поскольку Канада далеко, и сельскохозяйственные товары были исключены из соглашения. Торговая политика важна для Украины, потому что экспорт – основной элемент, необходимый для экономического роста, и к этому вопросу необходимо подходить рационально.
Шведский экономист, старший научный сотрудник Atlantic Council
Метки: Азербайджан, Армения, ВТО, Грузия, Молдова, Павел Климкин, реформы, соглашение об ассоциации