В последнее время вокруг анонсируемых выступлений Путина создается информационный ажиотаж. То все ждут каких-то эпохальных заявлений на заседании Совета национальной безопасности и ничего особо нового российский национальный лидер не произносит. Затем напряженно ожидают чего-то особого от встречи в Крыму, куда свезли депутатов Государственной думы и прочих министров. И снова ничего такого не услышали. Вполне применима пословица из басни Эзопа в переделке Федра «Partimunt montes, nascetur ridiculus nuis — «Хотят горы родить, а родится смешной мышонок».
Тем не менее, не следует впадать в излишнее благодушие. Особенно в сочетании с проблемой так называемого гуманитарного конвоя. Похоже, что все же предполагалось какое-то действо. Не просто так собрали такое сборище и готовили журналистов. В последний момент намерения изменились. Наверное из-за внешних обстоятельств, не все пошло как задумано и журналистов оставили наблюдать за происходящем по интернет-трансляции, вместо зала. Недосмотр организаторов исключается.
Совпадение во времени так называемого конвоя и набегом в Крым не случайно. Уже очевидна была подготовка к какой-то грандиозной провокации против Украины, результаты которой и должен был объявить urbi et orbi начальник России. В чем она заключалась нетрудно догадаться.
Украинская проблема в виде агрессии в Донбассе не только находилась в программе визита в Крым. Именно аннексированный полуостров был одной из главных целей пребывания Путина.
Украине и Западу показано, что никаких подвижек в крымском вопросе Россия не допустит. Не признание аннексии Кремль не останавливает. Путин в очередной раз показал, что здесь даже обсуждение невозможно. Характерно в этой связи его высказывание, которое приводит телеканал «Дождь», что «Никакой аннексии Крыма не было. Да, мы использовали свои вооруженные силы, но для того, чтобы провести референдум... Это нелепо, просто смешно. Обвинения пустые, не имеющие никакого основания».
Интересно, Путин прикидывается простачком или действительно верит в сказанное. Какой референдум под дудами автоматов и с зелеными человечками. Это по мнению российского президента означает свободное волеизъявление? Тогда почему в России принимают драконовские законы в отношении сепаратизма и буквально теряют дар речи, когда в Новосибирске говорят об истинной федерализации Сибири или Урала. Тут и референдума проводить не нужно, а только выполнять конституцию Российской Федерации.
И на кого рассчитаны такие пассажи. Если на внутреннее потребление, то в этом нет необходимости, народ и так в эйфории, что крымнаш. Скорее в несколько вызывающей форме данное высказывание адресовано внешним слушателям. Москва отбросила демократические декорации и никакие санкции или непризнание ее не остановит.
В этой связи следует рассматривать и замечание о Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). «По поводу суда Европейского по правам человека: многие решения принимает очень политизированные». Однако Путин отметил, что в настоящее время вопрос о выходе России из-под юрисдикции ЕСПЧ «не стоит на повестке дня». Тем не менее, намек достаточно прозрачный. Если и дальше будут ЕСПЧ выносить решения против шерсти Кремля, то вопрос встанет в повестку дня.
Видимо проблема санкций вынудила Путина дать ответ несколько обескураженным гражданам по поводу скорого исчезновения с прилавков привычных продуктов. Кроме того, народ серьезно опасается роста цен.
Президент дал свое толкование проблемы. Депутатам он сообщил, они, впрочем, и так это знали, что ответные санкции в отношении продовольствия из США, Евросоюза и Австралии — это «прежде всего меры поддержки отечественных производителей». Владимир Путин заверил собравшихся в Крыму парламентариев, что введенные запретительные меры вполне законны, хорошо обоснованы и идут «во благо собственной экономике». Он указал, что страна уже полностью обеспечивает себя свининой и теперь нужно достичь тех же результатов по говядине. И заверил горячо поддержавших его депутатов, что Россия будет и дальше «развивать свое производство и жестко работать с некачественными западными товарами».
Спичрайтеры президента явно не знают, как глупость с ответными санкциями объяснить. Если товары с Запада некачественные, то почему их вообще завозят в Россию и где бравый Роспотребнадзор. Почему не предупредил и не запретил гораздо раньше, а допустил, чтобы российские граждане травились некачественной продукцией. Получается, что качество продукции с Запада резко снизилось только после того, как против Москвы ЕС и США ввели санкции. Какая-то странная связь или другого более внятного объяснения никак не могли придумать. И не только спичрайтеры, а и более важные чиновники.
Видимо западные санкции серьезно беспокоят российское руководство. Настолько, что по давней советской пропагандистской традиции российский президент начал говорить о страстном желании многих европейских стран прекратить противостояние с Россией. «Многие в Европе, в том числе политические деятели, мои коллеги (я недавно разговаривал с президентом Франции, я чувствую его настрой), — все хотят как можно быстрее выйти из ситуации, которая наносит вред нашему сотрудничеству». И это накануне встречи министров иностранных дел государств-членов ЕС, на которой будет обсуждаться ситуация в Ираке и Украине. Навряд ли они соберутся для обсуждения выхода из режима санкций. Скорее можно ожидать либо их подтверждения, либо усиления. Этот фактор мог в определенной мере сказаться на изменении хода встречи в Ялте.
С другой стороны, высказывание Путина может быть таким себе намеком на желание Москвы обсудить создавшееся положение и найти какое-то решение столь сильно бьющее по российской экономике.
В речи Путина есть еще один пункт, ради которого он и выступил. Вопрос обороны страны, наряду с продовольственным, выходит на первый план. Это не только проблема обороноспособности как таковая, она имеет серьезную пропагандистскую основу.
Если Россия вступила в конфронтацию с Западом и остается в гордом международном одиночестве, то народу сообщают, что у государства российского есть только два надежных союзника: армия и флот. Чтобы держать бронепоезд в нормальном состоянии даже на запасном пути требуются деньги.
Вот президент и пообещал, что министерство обороны может рассчитывать на 20 трлн рублей и уникальные виды оружия. «Речь идет о самом современном вооружении, о таких системах наступательных и оборонительных, которыми другие армии мира пока не располагают. И мы еще обрадуем наших партнеров. Кое-что уже известно, в области стратегических наступательных вооружений, я имею в виду силы ядерного сдерживания. Кое о чем мы пока еще не говорим, но скажем, время подойдет». При этом Путин заверил, что речи о «милитаризации» не идет, а есть только «хороший импульс» для развития отрасли. Также президент добавил, что приоритетом для России станет производство всего, «в чем нуждается оборонно-промышленный комплекс» на территории России. Москва хочет добиться полного импортозамещения в вопросе переоснащения армии.
Сделать это будет совсем непросто, если не сказать невозможно. Практически все современные российские боевые самолеты разработаны под либо иностранные двигатели, либо используют детали и комплектующие, которые в России не производятся. И не, потому что конструкторы МиГ и Су не занимались вопросом использования своего. Просто российский ВПК принципиально не в состоянии производить всю номенклатуру необходимой продукции. И тут одними деньгами проблему не решить.
В силу слабости промышленной базы и практического отсутствия научных и опытно-конструкторских разработок рвануть по Высоцкому на десять тыщ, как на пятьсот российский ВПК не может. Проблематично быстро найти замену импорту военно-технической продукции из Украины, что же говорить о чем-то большем.
Дело не в милитаризации, ее просто осуществить невозможно, а в пропаганде опоры на собственные силы. У Китая Мао Цзедуна это не получилось, почему должно получиться у России Путина.
Выступление Путина, несмотря на информационную волну, показывает попытку с одной стороны закрепиться на достигнутых рубежах, с другой дать понять, что переговоры, в частности, о санкциях вполне возможны. Здесь просматривается старая московская идея разменять Крым на Донбасс. И тем самым сделать это предметом переговоров.
В этой же связи, очередное совпадение во времени, следует рассматривать предложение бацьки Лукашенко украинскому президенту приехать в Минск для встречи с лидерами стран Евразийского экономического союза. Без согласования с Москвой он бы таких предложений не делал. О хунте Кремль уже не вспоминает. Да и как , если собирается Путин говорить с Порошенко.
Возможно, в Минск и нужно ехать, но только после победы в Донбассе. Иначе смысла в таких переговорах никакого нет, так как другого языка Кремль не понимает.