Осень перемен. Что произойдет с Западом

Что должны понять лидеры ЕС, пока Путин пытается разделить трансатлантический альянс, а Трамп подрывает глобальный статус США

Лето Ангелы Меркель было давно распланировано. После непродолжительного перерыва – традиционного периода отпусков – канцлер Германии вернется и с головой погрузится в кампанию накануне парламентских выборов в сентябре. Меркель хочет остаться на четвертый срок. И последние соцопросы показывают, что выборы, скорее всего, обернутся победой для ее консервативного Христианско-демократического союза (ХДС) и их братской партии, Христианско-социального союза в Баварии.

Но Меркель не собирается полагаться на случай. Чувства самодовольства и самоуспокоения нет ни в офисе канцлера, ни в берлинской штаб-квартире ХДС. Меркель хочет победить. Она также хочет, чтобы либеральные свободные демократы под руководством своего харизматического лидера Кристиана Линднера вернулись в парламент Германии после четырехлетнего отсутствия.

Каким бы ни был исход выборов, Германия должна будет поставить крест на своей нерешительности относительно развития Европы. Раньше Меркель и министр финансов Германии Вольфганг Шойбле могли позволить себе отложить сложные решения о будущем ЕС, поскольку не видели конкуренции со стороны других европейских лидеров. Избрание Эммануэля Макрона президентом Франции в корне поменяло ситуацию. У Макрона очень большие амбиции для его страны и для ЕС. Если он сможет наладить французскую экономику, то начнет оказывать серьезное политическое влияние на Евросоюз.

Франции, Германии и другим странам еврозоны необходимо будет решить, как дальше интегрировать ЕС. Это может означать назначение министра финансов ЕС, создание какого-то банковского союза или отмену концепции «Европы двух скоростей», на съезде, который Макрон планирует созвать после выборов в Германии.

Политическая интеграция будет еще более сложной. Проблемы беженцев и миграции ослабили Европейскую комиссию, в то время как страны-члены ЕС сейчас часто ссорятся как с комиссией, так и между собой.

Трудно представить, что Венгрию или Польшу впечатлит идея более интегрированной Европы, учитывая их взгляды на суверенитет, скептицизм в отношении роли комиссии и презрение к влиянию Германии, которое как Варшава, так и Будапешт воспринимают как доминирующую силу в ЕС.

Даже некоторые крупные страны, включая Францию и Германию, в некоторой мере опасаются политической интеграции, и не только потому, что популисты могут воспользоваться своим шансом и попытаться построить федеральную Европу. Логично, что большая интеграция означала бы делегирование большего числа полномочий Еврокомиссии, в том числе и по вопросам обороны, безопасности и внешней политики.

Короче говоря, дальнейшая интеграция требует огромного скачка веры и глубокого доверия со стороны всех государств-членов Еврокомиссии.

Ну а пока на дворе по-прежнему лето, любые споры о политической интеграции могут отойти на задний план из-за продолжающегося конфликта между государствами-членами в отношении того, как справляться с миграцией. Именно Италия является сейчас главной принимающей стороной. Тысячи мигрантов каждый день достигают ее берегов. А это в сочетании с неспособностью ЕС осуществлять последовательную миграционную политику крайне хрупкой экономикой Италии и предстоящими выборами в стране указывает на необходимость большей интеграции. Но в худшем случае эти факторы также указывают на возможную дезинтеграцию Европы.

Брекзит дал ЕС некоторую отсрочку, даже некоторую уверенность. Но эта уверенность будет растрачена впустую, если лидеры ЕС вернутся с летних каникул, считая, что другие большие проблемы исчезнут сами собой. Они не исчезнут.

Не исчезнет сам собой и вопрос диджитализации. Некоторые лидеры ЕС предпочитают избегать проблем, поскольку знают о разрушительном воздействии технологий на рабочие места, традиционное образование и конкуренцию. Но больше всего их волнует влияние диджитализации на структуру общества и на роль государства.

И пока президент России Владимир Путин продолжает пытаться разделить трансатлантический альянс, а президент США Дональд Трамп – подрывать глобальный статус Америки, лидеры Европы должны понять, что интеллектуальное и политическое самодовольство больше не вариант для их Западного мира.

Джуди Демпси

Старший научный сотрудник европейского Центра Карнеги и главный редактор блога «Стратегическая Европа»

Метки: Ангела Меркель, Владимир Путин, Дональд Трамп, Европа, США