Новый мировой лидер. Кто заменит США

США отказываются от роли мирового лидера, но есть ли у страны преемник на этом посту?
Становится совершенно очевидно, что президент США Дональд Трамп отступает, когда речь заходит о глобальном мировоззрении Америки и ее поведении. В результате, Соединенные Штаты больше не будут играть ведущую международную роль, сложившуюся за 75 лет как при демократах, так и при республиканцах у власти.

Мы уже увидели много примеров таких перемен. Традиционная приверженность США международным организациям сменилась идеей "Америка прежде всего". Альянсы и гарантии безопасности, которые когда-то рассматривались как данность, все чаще зависят от того, сколько союзники готовы тратить на оборону и от того, получают ли они выгоду от нечестной торговли с США

К внешней торговле относятся с подозрением: на нее смотрят как на потенциальную причину потери работы, а не как на новые инвестиции, возможность создания рабочих мест, рост и стабильность. Политика в отношении мигрантов и беженцев стала ограничительной. Все меньше внимания уделяется поддержке демократии и защите прав человека. Больше долларов идет на защиту, но меньше ресурсов направлено на поддержку здравоохранения во всем мире или развития.

Это не следует путать с изоляционизмом. Даже Америка Трампа продолжит играть в мире важную роль. Трамп использует военную силу на Ближнем Востоке и в Афганистане, усиливает дипломатическое давление на Северную Корею, чтобы сдержать ядерную программу и пересматривает Североамериканское соглашение о свободной торговле с Канадой и Мексикой. А политика государств, городов и компаний останется на стороне борцов с изменениями климата, несмотря на решение Трампа выйти из Парижского соглашения.

Тем не менее, переход от мира, где господствуют США, структурированные отношения и постоянные институты, к чему-то новому продолжается. Правда, как выглядит альтернатива пока сложно сказать. Что мы действительно знаем, так то, что о нет другой великой державы, желающей и способной занять место США.

В качестве кандидата часто упоминается Китай, но его лидерство в основном строится на укреплении внутреннего порядка и искусственном поддержании высоких темпов экономического роста, чтобы предотвратить волнения среди граждан. Интерес Китая к региональным и глобальным институтам, по-видимому, исходит из желания укрепить свою экономику и геополитическое влияние, а не помогать устанавливать правила и создавать соглашения, выгодные для многих участников.

Аналогично Россия – страна с узко ориентированной экономикой и властью, одержимой восстановлением влияния России на Ближний Восток и Европу. Индия озабочена проблемой экономического развития и связана проблемными взаимоотношениями с Пакистаном. Японию сдерживают проблемы уменьшения населения, внутренние политические и экономические ограничения, и подозрительность соседей.

Европа, со своей стороны, занята вопросами отношений между государствами-членами с ЕС. В итоге, весь континент разобщен и не может заменить США на международной арене.

Но отсутствие единого преемника США не означает, что ожидается хаос. По крайней мере, в принципе, самые могущественные страны мира могут вместе решать проблемы, которыми занимались США. На практике, однако, этого не произойдет, поскольку этим странам не хватает возможностей, опыта и, прежде всего, консенсуса относительно того, что нужно делать, и кто должен это делать.

Более вероятно, что на региональном и глобальном уровне будут сосуществовать порядок и беспорядок. Китай будет продвигать различные механизмы торговли, инфраструктуры и безопасности в Азии. 11 оставшихся членов Транстихоокеанского партнерства могут подписать собственный пакт без участия США.

Пока неясно, готов ли Китай использовать свое влияние для сдерживания Северной Кореи, как Индия и Пакистан избегут конфликта, а также разрешение многих территориальных споров в Азии. Слишком легко представить себе, что азиатское и тихоокеанское будущее определят увеличение расходов на оружие всех типов – и, следовательно, увеличение риска насильственного конфликта.

Ближний Восток уже нестабилен. К этому привело соперничество в регионе, реалии и 15 лет, в которые США делали то слишком много, то слишком мало. Непосредственной опасностью является не только дальнейшее ухудшение положения несостоявшихся государств, таких как Йемен, Сирия и Ливия, но и возможный конфликт между Саудовской Аравией и Ираном.

Европа может стать исключением: избрание президентом Франции Эммануэля Макрона привело и к избранию правительства, которое хочет реформировать ЕС. Но сам Европейский союз стоит на пороге неопределенного будущего с Брекситом, вялотекущем кризисом в Италии и Греции, не говоря уже о потенциальном вреде со стороны России, или того хуже.

Ко всему этому можно было бы добавить кризис в Венесуэле и слишком привычные ужасы в Южном Судане и Демократической Республике Конго. И сюда же – растущая пропасть между глобальными вызовами, такими как управление киберпространством, и готовностью правительств сообща работать над их решением.

В этом глобальном круговороте событий нет никакой иронии. На протяжении десятилетий многие страны критиковали политику США. Эти же страны теперь сталкиваются с перспективой жить в мире, в котором американское руководство перестанет быть столь важным фактором. И пока неясно, готовы ли они к такому миру и будет им в нем лучше.

Ричард Хаас

Президент Совета по международным отношениям (США)

Метки: Дональд Трамп, Китай, Россия, Северная Корея