Как Трамп разберется с Северной Кореей

Существует определенный шаблон поведения Трампа на международной арене. Все начинается с бравады и риторических заявлений
Каждой новой администрации президента требуется время, чтобы определиться с базовым подходом к своей международной политике. У команды Трампа был более крутой старт, чем у большинства, хотя многие важные позиции по-прежнему не закрыты. Но больше всего тревожит то, что теперь основа внешней политики Белого дома – воинственная риторика, пустые угрозы, противоречивые заявления и слабая координация с союзниками. И этот подход испытывается на самой сложной внешнеполитической проблеме – Северной Корее.

Существует определенный шаблон поведения Трампа на международной арене. Все начинается с бравады, многократного использования риторических заявлений без особых подтверждений. Президент постоянно настаивает на том, что если Китай не поможет справиться с Северной Кореей, Соединенные Штаты сделают это сами. В самом деле? Как? Военный удар практически невозможен. Южная Корея будет яростно выступать против таких действий, ведь затем она столкнется с тяжелыми последствиями мести Северной Кореи; Сеул находится всего в 35 милях от границы. Япония также выступит против открытой конфронтации, и, конечно, любые военные действия вызовут негодование Китая. Кроме того, бомбардировка неэффективна, поскольку ядерные объекты Северной Кореи разбросаны, погребены под землей, а в некоторых случаях и под водой.

Не только Трамп злоупотребляет этой бравадой. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон объявил о завершении исторической политики «стратегического терпения» относительно КНДР, и что теперь начнется этап новой политики. Опасность такой риторики в том, что всем может стать очевидно, что на самом деле у Вашингтона нет никакой новой политики. И если это произойдет, ключевые союзники Вашингтона, особенно южнокорейцы, придут в ужас. Пустые угрозы администрации, путаница с авианосцем Carl Vinson, повторение Трампом линии Пекина, что Корея когда-то была частью Китая, все это может заставить Южную Корею чувствовать себя крайне неловко.
Жесткие разговоры дополняются агрессивными военными рефлексами. Неважно, идет ли речь об использовании более крупных бомб на Ближнем Востоке или об отправке кораблей (в конце концов) в воды Восточной Азии, эта тактика может быть полезна, если за ней стоит стратегия. Пока же это больше напоминает тактику в поисках стратегии, демонстрацию военной мощи в надежде, что это произведет впечатление на противника. Но весь шок и трепет в Ираке не помогли исполнить план по обеспечению мира. Больше бомб в Сирии не ответят на вопрос, как победить ИГ без участия президента Башара Асада. Угрозы Северной Корее без возможности их осуществить только делают Вашингтон слабым.

На протяжении десятилетий у США оставалась примерно одинаковая стратегия по отношению к Северной Корее. Это политика санкций, угроз, запугивания, давления и изоляции. Но она не работает. Даже непродолжительные усилия по сотрудничеству в годы правления Клинтона стали половинчатыми, Вашингтон так и не смог выполнить некоторые из своих обещаний КНДР. В любом случае, частичное сближение было быстро отменено администрацией Джорджа Буша. Результаты понятны: Северная Корея продолжает развивать свою ядерную программу и проводить провокационные испытания. Поскольку изоляция и санкции в последние годы усилились, Пхеньян стал еще более враждебным.

В недавнем эссе в Foreign Affairs, Джон Делури задается вопросом, не пришло ли время попробовать другой подход. «Если Соединенные Штаты действительно надеются на достижение мира на Корейском полуострове, им следует прекратить искать способы подавить экономику Северной Кореи и подорвать режим Ким Чен Ына, а попытаться предоставить Пхеньяну гарантии безопасности. Это может показаться противоречащим здравому смыслу, учитывая ядерные амбиции КНДР и ситуацию с правами человека. Но задумайтесь: Северная Корея начнет фокусироваться на процветании, а не на самосохранении, только после того, как ей больше не придется беспокоиться о собственном уничтожении. И Северная Корея рассмотрит вопрос о сдаче своей ядерной страховки только после того, как почувствует себя в безопасности и будет экономически интегрирована в Северо-Восточную Азию».

Мы рассматриваем Северную Корею как совершенно странную страну, которой управляет чокнутый диктатор с кошмарной прической. И есть поводы считать эту характеристику верной. Но это также режим, стремящийся выжить. Я вспоминаю немало подобных аргументов в отношении Ирана перед ядерной сделкой, мол, это фанатическая страна, которой управляют безумные муллы. Нам говорили, что с ними невозможно договориться, что они никогда не пойдут на сделку, никогда не отключат свои центрифуги и нарушат любое соглашение в течение нескольких недель. До сих пор все эти предсказания оказались ошибочными. Не пора ли попробовать новую политику с Северной Кореей. Да, она может и не сработать. Но нынешняя политика тоже не работает.

Фарид Закария

Политолог, эксперт в области международных отношений, ведущий CNN

Метки: Дональд Трамп, Ким Чен Ын, Северная Корея, ядерное оружие