Петька Буряк и Антуанетта

 

Екатеринославский авантюрист пустил по миру французскую маркизу


Екатеринослав, как свидетельствуют архивные документы, был прямо-таки «поставщиком» в Европу самых любопытнейших персон. Например, Петька Буряк. Известный в начале XX века в разных кругах, как Пьер, Питер, Пьетро, Педро. Фамилию придумал истинно аристократическую – де Вигонь.

--
Так он представлялся в аристократических салонах, рассказывая невероятные истории об отце - графе, и матери – певице. Об их безумной любви. И о том, что они оставили его крошечным на попечение кормилицы, чтобы скрыть позор от незаконнорожденного сына. На самом же деле его происхождение туманно. Известно, что он родился в бедной семье, жившей на окраине Екатеринослава. О родителях нет никаких данных. Но, очевидно, они были внешне фактурными и красивыми людьми. Ибо их детище – Петька Буряк - уже с юности производил на женщин неизгладимое впечатление.
Мужчина – “альфонс”: это профессия или состояние души? Надо, наверное, понимать уровень социально-экономической действительности того времени. А также тот факт, что молодостью и красотой необходимо распорядиться умно. И вот Петька знакомится с французской маркизой Антуанеттой де Пуатье. Ему в это время было 26 лет, а ей – 60. Роман вспыхнул бурный и страстный, он обсуждался во всех салонах Парижа. И Петька в Екатеринослав уже не возвращался.
От страсти немолодая маркиза просто “потеряла” голову. И через несколько недель после их знакомства все парижские газеты опубликовали объявления о предстоящей свадьбе вдовствующей маркизы Антуанетты де Пуатье и господина из Малороссии Петра де Вигоня.
История свидетельствует о том, что разразился огромный скандал. Родственники маркизы категорически отказались признавать этот брак. Уже потому, что невеста владела огромным состоянием, а у жениха не было никаких денег. Но… Костер поздней страсти, вспыхнувший в душе 60-летней парижанки, был сильнее мнения родственников и газетных сплетен. Мадам полюбила, и ей было все равно по поводу того, что скажут в свете.
Венчание состоялось в соборе старинного города Шартра. Причем венчал русский священник по православному ритуалу. И невеста стала именоваться “мадам Петр де Пуатье, Антуанетта, урожденная маркиза Бургундская”. Став законным супругом, Петька Буряк поселился в одном из замков, принадлежавших жене. Он зажил на широкую ногу и обзавелся новыми приятельницами. Жена с тревогой замечала, что муж стал избегать традиционных домашних обедов и ужинов. Очень скоро узнала, что ее избранник проводит время в кутежах и борделях. А когда ей стали приносить к оплате огромные счета – результаты его похождений, она поняла, что совершила роковую ошибку. Но было уже поздно.
Екатеринославский авантюрист буквально пустил по миру французскую маркизу. Он растратил и пропил 15 миллионов франков, наделал долгов на 800 тысяч франков. Очень скоро расплачиваться было просто нечем, и в газетах появились сообщения о предстоящей распродаже замков, мебели, картин, изделий из серебра, антиквариата, принадлежавших маркизе. Ставшая в считанные дни нищенкой, она покинула Париж и поселилась в скромном домике на окраине Тулузы. Через некоторое время Антуанетта скончалась в местном госпитале. 
…А Петька Буряк по-прежнему жил на широкую ногу. Правда, когда пришло время расплаты, денег у него, как всегда, не оказалось. Легенды гласят о том, что кто-то из родственников умершей маркизы отомстил авантюристу. И его тело однажды было выловлено в Сене.

Андрей Тулянцев