СУДЬБА
Ее взгляд ловили в толпе
Виктор Янукович и Владимир Щербицкий...
Вспомнить о библиотекаре от Бога нам позволил Международный день школьных библиотек, который отмечается 28 октября. Марья Ивановна Ластовченко родилась в Рязанской области, недалеко от родной деревни Сергея Есенина, в семье директрисы школы деревни Денисово и Ивана Ярцева, скрипача-самородка, дворянина, бывшего владельца родового поместья в Денисово.
Поэтому любовь к книге она впитала, можно сказать, с материнским молоком, а выбор профессии был определен с детства. Закончив Московский городской библиотечный техникум, Мария начала свое служение (иного слова к тому, как она подходила к своей работе, не подберешь). Вначале – в Рязани, а после того, как ее мужа, работавшего водолазом, направили работать на реку Днепр, - в Днепропетровске.
Есть просто работники библиотек, а есть библиотекари от Бога. Таким и стала яркая рязанская девушка.
Ее трудовая деятельность в Днепропетровске началась в 1958 году с библиотеки парка имени Шевченко (читальный зал), работавшей в летний период от Центральной городской библиотеки. Директором парка в те годы был Петр Монастырский. Просвещая многочисленных читателей (а Марья Ивановна не просто выдавала книги, а всегда вступала с посетителями в беседы), она прониклась красотой Днепра, открывавшейся с ландшафтных площадок парка и не уступавшей мягкой природной красоте рязанского края.
И когда стала библиотекарем в детской библиотеке №3 Ленинского района, а затем заведующей ее филиалом по улице Фланговой, 38, который вскоре стал самостоятельной библиотекой №12, - решила, что красота должна спасти не только мир, но и любовь к книгам. А книги, в свою очередь, - красоту.
Возле библиотеки новая сотрудница по своей инициативе собственноручно разбила цветник (астры, георгины, ромашки) и высадила фруктовые деревья (яблони, вишни), превратив книжный храм в настоящую оранжерею.
В его служебном помещении (вход со двора) она и прожила много лет.
Фурор на кладбище
Уроженцам Рязанской губернии сам Бог велел любить поэзию. Но Марья Ивановна не только необыкновенно выразительно читала стихи, но и знала их в таком количестве, что этому на выставках, встречах и тематических вечерах, которые она организовывала, поражались лингвисты самого высшего разряда.
Читать стихи Марья Ивановна охотно ездила и в Москву, где жили ее родственники.
- На Ваганьковском кладбище у могилы моего земляка Сергея Есенина как-то принялась декламировать его стихи, - любит она рассказывать. - Собралась масса людей, которые просили читать еще и еще. Пока я не охрипла. На этом же кладбище в 1981 году возле памятника Владимиру Высоцкому, куда я пришла с сестрой Людмилой, бывшей женой композитора Э. Захарова, тоже долго читала стихи. Было уже поздно, садилось солнце, но люди не расходились. Закончила последним стихотворением, которое Высоцкий посвятил Марине Влади. «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, мне есть чем оправдаться перед Ним». И ушла под взрыв аплодисментов.
Вскоре о необычной библиотекарше, обожавшей цветы, без устали сыплющей стихами и умевшей притягивать к себе людей всюду, где бы она ни находилась, разошлась молва. В библиотеку потянулись летчики, генералы, врачи, фотографы... Многие из них до сих пор ее помнят.
- Поехала я как-то этим летом на Озерку, - вспоминает Марья Ивановна, - слышу, кто-то громко меня окликнул: Мария Ивановна, подойдите сюда. Смотрю – это бывшая читательница Люда Куян, сейчас она работает продавцом в палатке. Она сказала: «А мы вас помним и любим, вы на всю жизнь привили нам любовь к чтению». Было очень приятно, что меня помнят спустя много лет. В те годы читатели так и говорили: «Вы у нас, как луч света в темном царстве». А когда закрылась библиотека на проспекте Металлургов вместе с кинотеатром (теперь там молельный дом), констатировали: «Погасли два луча».
Сейчас ничего уже не осталось от шикарного цветника, разбитого возле бывшей библиотеки. Вырубили и фруктовые деревья. Но люди все еще помнят вкус вишен и запах георгин, который доносился в читальный зал со двора и делал чтение благоуханным как мёд.
Короткие встречи
Запомнилось несколько знаменательных событий. Когда Марья Ивановна работала библиотекарем в химико-технологическом институте, куда перевелась, получив квартиру на улице Гоголя, возле института в 1976 году проходил митинг в честь 200-летия Днепропетровска. На митинге были первый секретарь ЦК КПУ Владимир Щербицкий и первый секретарь Днепропетровского обкома КПУ Алексей Ватченко.
- Я стояла в первых рядах, - вспоминает библиотекарь. – Вдруг Щербицкий, привлеченный скорее всего моей экстравагантной внешностью, подошел, чмокнул в щеку, спросил имя и подарил значок, выпущенный к 200-летию Днепропетровска, который я до сих пор храню. Он собирался прикрепить на лацкан моего пиджака и какую-то награду, но Ватченко, быстро подойдя сзади, остановил его: «За что вдруг?», и Щербицкий отдернул руку.
С 1976 по 1987 годы героиня нашего очерка работала в библиотеке центрального бюро технической информации и пропаганды Министерства черной металлургии (ул. Дзержинского, 23). В том же здании размещалась в те годы областная филармония. И Марье Ивановне посчастливилось общаться с приезжавшими на концерты корифеями советского кино: Николаем Олялиным, Владимиром Кореневым (человек-амфибия), украинским соловьем Анатолием Соловьяненко. Все они уезжали, храня в памяти образ обворожительной и эрудированной чтицы, взамен оставляя ей письменные благодарности.
В доме, где поселилась Марья Ивановна, ее соседями были работники театра оперы и балета, которые скоро стали частыми собеседниками нашей героини. А в доме напротив проживали известные днепропетровские писатели Федор и Леонид Залата, которые тоже быстро сдружились с необычной женщиной и до самой смерти хаживали к ней в гости. Она присутствовала на их похоронах.
Так сорок два года, которые Марья Ивановна отдала библиотечному делу, пролетели, овеянные любовью читателей и наполненные поэзией. Последним местом работы, с которого она в 1989 году ушла на пенсию, стала библиотека в металлургическом институте. Закончилась работа, но не призвание.
До сего дня Марья Ивановна запоем читает, иногда до двух часов ночи, декламирует стихи в любом месте, где окажется больше, чем на пять минут (на почте, в сбербанке, в магазине), а еще сажает во дворе цветы, кормит птиц и кошек. И по-прежнему притягивает к себе людей. Один лишь пример.
Когда в 2008 году баллотировался в президенты Виктор Янукович, возле горного университета его ожидали студенты. Марья Ивановна ехала с Озерки с двумя большими сумками. Выйдя из транспорта, она попыталась пройти, но милиционер ее остановил. Она оказалась впереди толпы. Подъехал большой белый автобус с голубой полосой. Из него вышел Янукович и медленно двинулся мимо людей, ища глазами поддержки. Все молчали, и тогда Марья Ивановна послала ему воздушный поцелуй. Он тут же подошел к ней и расцеловал. Милиционер потом сказал: «Ну вы и шустрая бабулька, не успели с трамвая сойти, а уже будущий президент вас целует».
Этот случай многим запомнился.
- Однажды студенты распивали пиво у памятника Гоголю. Я сказала: «Что же вы бросаете бутылки возле великого человека?». Они засмеялись: «Подумаешь, какой-то мужик стоит». А потом присмотрелись ко мне и говорят: «А мы помним, как вас поцеловал Янукович».
Любовь РОМАНЧУК