Замолвите слово: как работает украинский лоббизм

Яценюк

Чего удалось достичь проукраинскому лобби государства и олигархов

Конфликт и экономический спад 2014-2015 годов поставили украинский бизнес перед необходимостью усилить свои позиции по лоббизму на мировой арене. Для части предпринимателей серьезным вызовом стала проактивная позиция лоббистов и пиарщиков Российской Федерации, усилия которых могут привести к сложностям при принятии бизнес-решений в пользу резидентов Украины. С другой стороны, олигархи активизировали свои усилия по формированию собственного положительного имиджа. Плюсом этих процессов является укрепление имиджа самой Украины за границей: позитивные результаты лоббизма в пользу украинского бизнесмена приносят свои дивиденды стране в целом. О том, почему в итоге не все эти усилия оказываются эффективными, и об основных инструментах лоббизма по-украински читайте в материале Forbes.

В конце августа в украинских СМИ появилась информация о расходах премьер-министра Украины Арсения Яценюка на лоббизм в США. Очевидно, что в условиях переговоров с внешними, в том числе американскими кредиторами положительный имидж украинского правительства важен. В СМИ было озвучено, что американские лоббисты получают за сервис для украинского правительства $35 000 в месяц, но оплачивает эти счета компания, связанная с Ринатом Ахметовым. Сразу же у общественности возникли вопросы: много или мало платит Кабмин за лоббизм в Америке? Почему эти услуги оплачивает частная компания? И что, в конце концов, происходит с украинским лоббизмом?

Как выяснил Forbes, лоббизм, к которому прибегает украинская сторона, можно условно разделить на два подвида – по его целям. Первый направлен на помощь и сопровождение в ведении бизнеса за границей. Второй – на поддержку своего влияния в Украине, благодаря имиджевым дивидендам в странах первого мира: Великобритании, США и так далее.

На первоначальном этапе своего развития бизнес рассчитывает на поддержку со стороны украинского государства. «Чтобы импортировать товары «Модерн-Экспо» Египту, мы должны платить 30%-ный налог. При этом наша продукция является конкурентоспособной, но чтобы она стала еще более конкурентной на внешних рынках, хотелось бы или уменьшить, или вообще отменить этот сбор. Потому что аналогичная продукция из ЕС такими акцизами не облагается. И мы бы очень хотели, чтобы украинское правительство помогло решить эту задачу», – делится с Forbes Николай Жичук, спикер Modern Expo Group, производителя торгового оборудования.

«Наш производитель сегодня практически не имеет никаких шансов в борьбе за рынки с международными компаниями, у которых есть возможность привлекать ресурсы под 2-3% годовых. К этому добавляются внутренние логистические проблемы, связанные с военными действиями на востоке Украины и разрушенной железнодорожной инфраструктурой. Из-за указанных проблем удорожание логистики на несколько долларов на тонне для ряда украинских продуктов может закрыть целые рынки и страны», – описывает текущую ситуацию, в которой нужно вести бизнес, директор по продажам United Minerals Group Сергей Мельниченко.

Увы, к международным лоббистским процедурам бизнес прибегает зачастую тогда, когда становится уже поздно. Хотя сами затраты на такие услуги не являются заоблачными – речь идет о десятках тысяч долларов в месяц для крупных компаний. И самым главным рынком для проведения лобби часто становится США.

Под куполом Конгресса: рынок лоббизма в США

Более 10 000 человек и оборот свыше $3,2 млрд – так оценивает американский рынок лоббизма CRP, Center for Responsive Politics.

Среди главных заказчиков услуг – Американская торговая палата, Американская медицинская ассоциация, Национальная ассоциация риелторов, General Electric, Boeing Co, Google Inc и другие имена из топ-рейтингов Forbes.

Ведущие компании, предоставляющие услуги лоббизма в США

Фирма                                                                  Бюджет в 2015 году
Akin, Gump et al                                              $19 630 000
Squire Patton Boggs                                       $13 415 000
Brownstein, Hyatt et al                                 $11 860 000
Podesta Group                                                  $11 310 000
Van Scoyoc Assoc                                           $10 485 000
Holland & Knight                                             $9 510 000
K&L Gates                                                           $9 270 000
Williams & Jensen                                           $8 920 000
BGR Group                                                          $8 830 000
Capitol Counsel                                                 $8 540 000
Cornerstone Government Affairs              $7 500 000
Covington & Burling                                        $7 135 000
Ernst & Young                                                   $6 890 000
Peck Madigan Jones                                        $6 630 000
Fierce Government Relations                     $6 480 000
Hogan Lovells                                                    $6 370 000
Capitol Tax Partners                                       $6 300 000
Cassidy & Assoc                                                $6 280 000
Alpine Group                                                      $6 170 000
Mehlman, Castagnetti et al                            $5 195 000

Данные: Center for Responsive Politics

Согласно данным CRP, только сектор здравоохранения в 2015 году потратил на лоббизм в США $265 млн. Представители финансовой, страховой отрасли и сектора недвижимости совместно вложили в продвижение своих интересов в Америке $23 млн.

Специальный советник израильского национального фонда «Керен ха-Йесод», бывший посланник Всемирной сионистской организации в Нью-Йорке Рони Винников в интервью Forbes рассказал, что главной границей между лоббизмом и пиаром является то, что лоббизм направлен на лицо, принимающее решение. Винников много лет был главным лоббистом Израиля в США.

«Лоббизм в США делится на коммерческий и политический. Корпорации нанимают лоббистские группы, которые отстаивают интересы коммерческих структур в парламентах и других ведомствах, государственных учреждениях, чтобы эти компании успешно продвигали свою продукцию на рынке. Лоббизм – это очень распространенный вид деятельности в Америке», – указывает Винников.

По его словам, есть целый ряд межгосударственных соглашений, в том числе – Венская конвенция, которые упорядочивают деятельность стран на территории друг друга. «Во многих случаях государство не имеет права на территории другого государства заниматься за бюджетные средства той или иной деятельностью. Потому что это противоречит международному праву. И в таких случаях государство прибегает к помощи третьи лиц», – объясняет Рони Винников.

К инструментам лоббизма относятся: семинары, экспозиции, съезды, прямая реклама, материалы в СМИ и тому подобное. Партнер МЮФ AstapovLawyers Олег Мальский добавляет, что особенность работы со СМИ в США и Великобритании – то, что там напрямую нельзя заказать статью. «Можно назвать проблематику, а потом по факту выхода текста пожертвовать изданию какие-то деньги. Или купить что-то, что очень нужно изданию. Причем часто пожертвования – анонимные. Но это не магазин, как в Украине», – подчеркивает Мальский.

Слава олигарха

Чем крупнее становится корпорация, тем  более активные усилия по лоббизму она предпринимает – как для поддержания бизнеса в других странах, так и для закрепления силовой позиции в Украине.

По информации Forbes, все крупные бизнесмены из списка Forbes в тех или иных ситуациях прибегают к международным лоббистским инструментам. Речь о публикациях и показах в СМИ, прямой рекламе, выставках, благотворительных мероприятиях, банкетах и так далее.

Вспомним некоторые примеры такой деятельности. Накануне приобретения в 2007 году «Индустриальным союзом Донбасса» Сергея Таруты польской верфи в Гданське, в Польшу приезжали украинские делегации, среди прочего, проводившие праздничные мероприятия, выставки ценностей трипольской культуры.

Торжественные приемы с участием сенаторов США предшествовали приобретению группой «Метинвест» Рината Ахметова американской угольной компании United Coal Company в 2009 году.

Бизнесмен Виктор Пинчук упоминается как большой поклонник демократической партии США и Хилари Клинтон. Он же проводит ежегодные мероприятия на международном форуме в швейцарском Давосе и на Венецианском кинофестивале, выступая одним из промоутеров Украины.

«Лоббизм у нас часто путают с решением вопроса, коррупцией и так далее. Но, по моему мнению, лоббизм отличается от решения вопроса гарантией результата», – поясняет Олег Мальский. Он вспоминает, что в  2006-2007 годах Украина считалась непригодной для полноценных торговых отношений. «У нас было много вопросов к экспорту металлургии, много демпинга, монополий, закупок субсидированной электроэнергии. Решение же о том, является экономика рыночной или нет, принимал департамент торговли США. Они и формировали список нерыночных экономик, в который входила Украина», – рассказывает Мальский.

Тогда Ассоциация черной металлургии пригласила американского лоббиста, который рассказывал, как будет достигать результата. «Ситуацию он описывал следующим образом. Есть человек, который принимает решение. У него есть коллегиальный орган, который влияет на принятие решения. Есть наша цель, и есть круг вокруг этой цели – коллегиальный орган, на который, в свою очередь, влияют разные группы и департаменты – что формирует еще более широкий круг. И задача лоббиста в том, чтобы начать создавать определенное давление на широкий круг, чтобы тот давил на средний круг, а в итоге – на лицо, принимающее решение», – говорит Мальский. Допустим, речь шла о 15-20 статьях, 3000 писем-обращений, 200-300 звонках, 15-20 встречах с клиентом и 15-20 встречах с теми, кто принимает решение. В результате описанных усилий Украину вывели из черного списка нерыночных экономик.

Постоянным лоббизмом в странах Южной Европы занимается группа «Приват». В Португалии, Испании, Италии, где работают тысячи украинских мигрантов, «Приват» имеет свои представительства.

В 2011 году журналист Forbes общался в Мадриде с Хавьером Морилласом, представителем группы «Приват» в Испании и в Ассоциации испанских банков. Основные направления деятельности Морилласа – юриспруденция и работа с мигрантами из Украины.

Он – профессор кафедры национальных меньшинств Университета Сан-Пабло и лично знаком с украинскими мигрантами, которые приехали в Мадрид и другие города Испании еще в 1970-е годы. Кроме того, Мориллас возглавляет Ассоциацию иностранных банков Испании.

Именно такие связи помогают «Привату» налаживать отношения с украинской диаспорой – своими потенциальными клиентами.

Лоббизмом Дмитрия Фирташа в США на данный момент, согласно информации Forbes, занимается Lanny J. Davis & Associates – компания, которая в свое время сглаживала скандал вокруг президента Билла Клинтона и Моники Левински. В Австрии, по данным Forbes, Фирташа сопровождают несколько пиар-агентств, а его основным лоббистом в Великобритании является лорд Ризби, активный участник Дней Украины в Великобритании, которые спонсировал олигарх. В том числе благодаря британскому лобби во время Дней Украины некоторые мероприятия проводились в святая святых – Британском парламенте.

К чему приводят все описанные усилия?

Космос и Бразилия: как украинские лоббисты переиграли американских

Основной проблемой украинского лоббизма является неумение воспользоваться позитивными плодами своих трудов в долгосрочной перспективе. Красноречивым примером могут служить космические достижения Украины, практически полностью утраченные сегодня. Бизнес-неудачами завершились и попытки вести бизнес как Ахметова в США, так и ИСД в Польше. Были и более громкие и показательные примеры.

Вспомним успех Украины в получении права на строительство космодрома «Алкантара» в Бразилии. Одним из активных лоббистов интересов Украины там был экс-министр экономики Виктор Суслов, который возглавлял группу по межпарламентским связям Украина – Бразилия в 1994-2002 годах.

«Я принимал участие в лоббировании ряда украинских проектов в Бразилии, в том числе интересов космической отрасли Украины. Мне очень помогло свободное владение португальским языком после нескольких лет преподавания в университете города Мапуту Народной Республики Мозамбик. Нам активно помогал посол Украины в Бразилии Александр Никоненко, с которым я дружил еще с Мозамбика. Также я поддерживал личные дружественные отношения практически со всеми послами Бразилии в Украине», – рассказывает Суслов.

По его словам, очень быстро были налажены тесные контакты с лидерами полумиллионной украинской диаспоры в этой южноамериканской стране, среди которых – депутаты бразильского Национального конгресса украинского происхождения.

Среди представителей украинского бизнеса, поддерживавших инициативы, звучат имена экс-владельца банка «Аваль» Федора Шпига, бывшего главы Национального банка Украины Владимира Матвиенко, тогдашнего главы «Укрречфлота» Николая Славова, и другие. «Нам удалось поспособствовать формированию мощной межпарламентской группы депутатов «Бразилия – Украина» в Национальном конгрессе Бразилии, которая по численности превысила межпарламентскую группу «Бразилия – США». В этом один из секретов победы Украины в 2003 году в конкурсе на участие в строительстве космодрома «Алкантара» и создании проекта запуска спутников на низкие орбиты украинской ракетой «Циклон-4». Бразильские депутаты тогда проголосовали за предложение Украины и отклонили предложение США», – вспоминает Суслов.

Также решающую роль в этой победе сыграли президент Украины Леонид Кучма и сам «Южмаш». Увы, в полной мере воспользоваться успехами лоббистов не получилось – из-за украинской бюрократии, которая похоронила проект ракеты «Циклон-4». Последний раз запуск ракеты был перенесен на 2014 год, но так и не состоялся. В апреле 2015 года сотрудничество по данному проекту было прекращено.

Украинская история Х: информационная война, пример США и Израиля

В ЕС, США и Израиле с 2014 года развернулась информационная кампания против Украины, которую поддерживают пророссийские лоббисты. Например, во время прошлогодней драмы в Одессе одно из крупнейших изданий США – USA Today, с тиражом в 1 674 306 экземпляров в сутки, посвятило трагедии первую полосу. На фото – рыдающая женщина, прижимающая к лицу георгиевскую ленту.

Отдельным полем боя за мнение «за – против» Украины стало еврейское лобби – одно из самых влиятельных в США. «Хотя евреи составляют меньше 2% населения США, среди конгрессменов и сенаторов Соединенных Штатов их почти 10%. Такой успех привел к тому, что некоторые начали называть наши организованные усилия «еврейским лобби», – объяснял в интервью Forbes президент Американского еврейского конгресса и экс-советник президента США Джек Розен.

Впрочем, на сегодня США стали главным союзником Украины в вооруженном конфликте. «Ваше сильнейшее оружие – это поддержка США и международного сообщества, и то давление, которое мы оказываем на Кремль», – говорил в июле посол США Джеффри Пайетт в интервью Forbes.

Пайетт убежден: «Огромное достижение за последние 16 месяцев – вы выжили. Проект «Новороссия» был побежден. Кремль хотел Харьков, Одессу и Бессарабию. У Кремля не получилось. Вопреки намерениям Кремля, Украина осталась единой, и планы Суркова по стимулированию раскола страны и развязыванию гражданской войны на территории всей Украины полностью провалились. Само по себе это является важным достижением».

Такая же картина с информационной войной наблюдается и в Израиле. «В 2014-2015 годах в Израиле развернулась целая кампания за и против Украины. Фактически, Израиль и мировое еврейство стали «полем боя» за симпатии с обеих сторон конфликта России с Украиной. Можно лишь предполагать, по каким каналам российские деньги попадают в израильскую медиасферу», – констатирует израильский журналист Шимон Бриман.

В тройку лидеров на рынке Израиля входит лоббистская структура Policy, принадлежащая выходцу из Украины Борису Красному. Согласно данным Шимона Бримана, крупнейшие израильские и международные компании нанимают офисы лоббистов с помесячной «абонентской» платой от $8000 до $18 000 в месяц.

«Мы видим, как и кем организуются пикеты протеста против Украины в Тель-Авиве, как проводятся под объективами телекамер московских каналов выставки фейковых фотографий о «преступлениях киевской хунты», как бывший сотрудник спецслужбы Израиля с пеной у рта предрекает скорый въезд российских танков в Киев, как экс-министр юстиции Израиля, никогда не занимавшийся проблемами Восточной Европы, вдруг предлагает разделить Украину пополам, отдав «Новороссию» в виде подарка Путину», – перечисляет Бриман примеры формирования информационного поля. В отношении самого экс-министра юстиции Израиля как раз сейчас проводится расследование.

Важным лоббистом Украины стала израильская организация Israeli Friends of Ukraine. «Десятки акций в защиту Украины, тонны медикаментов и гуманитарной помощи в зону АТО, кинопоказы, встречи с украинскими писателями, фестивали вышиванок и украинской кухни, помощь раненым и стажировка украинских хирургов в больницах Израиля, концерты и умелая работа с масс-медиа – сделанное этой организацией на волонтерских началах так велико, что их противники убеждены: «тут не обошлось без тайных миллионов от украинского посольства». Это вызывает лишь смех у бесплатно выступающих в поддержку Украины израильских парней и девушек», – описывает ситуацию Бриман.

При этом об успехе украинского лобби в Израиле говорят недавние экономические решения. Например, об импорте украинской яичной продукции в Израиль, к чему приложил усилия посол Украины в Израиле Геннадий Надоленко. «Он же сумел успешно пролоббировать вопрос о лечении украинских раненых с Майдана и из зоны АТО, в результате чего правительство Израиля взяло на себя большую часть оплаты дорогостоящего лечения многих раненых в израильских клиниках», – вспоминает Бриман.

Также горячей новостью является ожидаемое подписание соглашения о зоне свободной торговли между Израилем и Украиной, которое должно упростить экономические контакты двух стран.

Вместе с тем обеспокоенность израильского общества конфликтом на Донбассе ослабляет позиции украинского бизнеса. «Хотя по качеству украинские компании и украинские товары абсолютно конкурентоспособны, тем, кто хочет выйти на израильский рынок, нужно показывать, что Украина – это не только война, но и позитивный имидж, надежность поставок, хорошее качество и готовность работать. Украинским компаниям необходимо проводить семинары, выставки и презентации, чтобы отстоять имидж свой и своей страны», – резюмирует Шимон Бриман.
forbes

Метки: Виктор Пинчук, Дмитрий Фирташ, Игорь Коломойский, Израиль, лоббизм, Приват, Ринат Ахметов, США