Глава НБУ Валерия Гонтарева сегодня держала очередной отчет перед парламентариями. Правда, выступление главы центрального банка ушло на второй план на фоне бурлений, которые сейчас происходят в Кабмине и коалиции.
Причем инициировал выступление Гонтаревой в Раде Блок Порошенко, патрон которого не так давно расхваливал Гонтареву и говорил о ее выдвижении на позицию лучшего главы Центробанка в мире. И у депутатов, и у рядовых граждан несколько иное мнение на сей счет – они винят руководство НБУ в том, что с начала года гривна стремительно девальвирует и ее курс к доллару на межбанковском рынке почти достиг отметки 26. Притом что в бюджете заложен среднегодовой курс в 24,1.
Впрочем, Гонтаревой не привыкать к критике – требования ее отставки раздаются давно, но с нее как с гуся вода. Поэтому многие тезисы из выступления и ответов на резкие депутатские вопросы легко предсказывались заранее. Так глава НБУ, несмотря на требования Конституции, не устает повторять мантру, что ее забота – не контроль курса, а «финансовая и ценовая стабильность», поэтому и призывы спрогнозировать курс гривни в течение года она игнорировала. Украинцы же, как сетует главный банкир, до сих пор не приучились думать категориями цен, а все время наблюдают за курсом, да еще и паника играет свою роль. Впрочем, рекордная инфляция прошлого года явно никак не сигнализировала о «ценовой стабильности», но у Гонтаревой есть оправдания и объяснения всему. Вины НБУ в этих процессах она не видит, зато заслуг – хоть отбавляй. Закончила свой отчет перед очень немногочисленными собравшимися послушать ее в пятницу депутатами шефиня НБУ и вовсе словами про медаль, которой депутаты должны наградить ее наградить.
Почему курс стремится вверх
Итак, Гонтарева перечислила несколько причин нынешней курсовой нестабильности. Это уже озвученный ею сезонный фактор (большое количество выходных в январе) и чрезмерная ликвидность: «В конце декабря с Единого казначейского счета было выплачено несколько десятков миллиардов гривень, из них 14 млрд грн – на социальные выплаты, которые были не запланированы. Эти деньги частично направились и на наличный рынок валюты». Из фундаментальных факторов Гонтарева выделила падение цен на сырьевые товары, традиционные для украинского экспорта, – на фоне паралича российского экспорта и транзита валютные поступления от предприятий металлургии и добывающей промышленности сократились на четверть по сравнении с декабрем. А если сравнивать с аналогичным периодом предыдущего года то ситуация еще хуже – минус 39%. Так продажа валюты на межбанке в январе по сравнению с декабрем сократилась на 43%. Если цены будут продолжать падать, то дальнейшего удешевления гривны вряд ли удастся избежать. Правда, Гонтарева подбодрила, что не одна гривна такая – и другие валюты, в том числе, наших торговых партнеров, девальвируют по отношению к растущему доллару.
Новый фактор нестабильности
Досталось от главы НБУ и политикам – это был как раз тот редкий случай, когда Гонтарева выступала не в привычной роли отданного на закланье Ляшко и Ко, а могла перевести стрелки.
«В последние дни добавился еще один ситуативный фактор. Это, к сожалению, политическая нестабильность, которая создает неопределенность по поводу будущего страны и может стать основанием для ажиотажного спроса на валюту. Резонансные новости с политического поприща всегда отображаются на динамике финансовых рынков, и нынешняя ситуация не является исключением. Например, инвесторы в украинские суверенные еврооблигации начали распродажу госдолга, опасаясь ухудшения краткосрочной платежеспособности нашей страны. Чем быстрее успокоится ситуация на политическом поприще, тем меньше будет расшатываться курс гривны», – глава НБУ нашла новых виновных. Если учесть очевидные перебои с очередным траншем МВФ, доля истины в словах Гонтаревой имеется. Она пообещала, что регулятор и далее не будет влиять на фундаментальные показатели курса, ограничиваясь вмешательством в ситуативные колебания.
Инфляция. Прогноз до 2019 года
В отличие от курса, инфляция – главная нынешняя забота Нацбанка, так что тут Гонтаревой пришлось называть конкретные цифры. Прогнозный показатель НБУ на текущий год – 12 %, который в следующие три года должен уменьшаться темпами 8–6–5%. Хотя, например, эксперты Всемирного банка прогнозировали, что показатель инфляции в 2016-м перешагнет за 20%.
Российские банки
Ожидавшийся вопрос о присутствии в Украине российских банков прозвучал от «комбатов» из «Народного фронта» Юрия Березы и Игоря Лапина – мол, доколе можно такое терпеть. Гонтарева никогда не была сторонником изгнания этих банков из Украины и повторяла, что это украинские банки с российским капиталом, которые находятся «под колпаком» НБУ и выполняют все его требования. Ничего не изменилось в ее позиции и по сей день.
«Эти банки всегда находятся под особенным вниманием у НБУ, там находятся наши кураторы. Первый стресс-тест, который у нас был в 2014году, они прошли, докапитализировали свои учреждения. Второй стресс-тест они тоже прошли. Они подписали программу рекапитализации, докапитализации своих финансовых учреждений. Нет такого, чтобы они не возвращали деньги или не вовремя выплачивали проценты», – уверила Гонтарева.
Но очевидно, что претензии к российским филиалам лежат больше в политической плоскости. Поэтому Гонтарева заявила, что решение о нахождении их на территории Украины должен принимать не НБУ, у которого к ним нет претензий, а СНБО.
«Но каждый должен понимать, что сегодня 26 млрд счетов наших коммерческих клиентов и 22 млрд счетов физлиц находятся там, – напомнила банкирша, отметив, что в случае чего эти средства придется как-то возмещать. – Мы не можем национализировать 15% банковской системы. Но если будет решение СНБО относительно этих банков, относительно санкций, мы будем его выполнять».
Отдельно Гонтарева коснулась темы слияния «Альфа-банка» с «Укрсоцбанком», что еще больше увеличивает долю банков с российским капиталом в украинской банковской системе. Она заверила, что банковский бизнес «Альфы» представлен в пяти странах Восточной Европы, управляющий холдинг зарегистрирован в Люксембурге, а ее бенефициар Михаил Фридман имеет то ли английское, то ли израильское гражданство.
О своих достижениях
Для демонстрации достижений Гонтарева совершила экскурс в прошлое: «Когда мы стартовали здесь, у нас был дефицит платежного баланса минус 16,5 млрд. В последнем году это был ноль. Когда я стартовала на этой должности, дефицит НАК «Нафтогаз» был 100 млрд. В этом году – ноль. У нас расширена банковская система, мы ввели инфляционное таргетирование, и я хочу вам сказать об инфляции 12%. Я горжусь своей командой Национального банка».
Также Гонтарева похвалилась успехами в возвращении Нацбанком ранее выданного рефинанса: «Последний раз я показывала слайд, что у НБУ это было 110 миллиардов, а на конец 2015-го года – еще 99 миллиардов вернули. Поэтому вы мне можете только медаль дать за возврат».
Конечно, медали от неблагодарных нардепов Гонтарева не дождется, но, если раньше она бледнела и заикалась в сессионном зале, то теперь, похоже, почувствовала собственную неуязвимость. У «лучшего банкира мира» уже традиционно виноваты все, кроме нее.
Павел Вуец
Метки: Гонтарева, курс валют, НБУ