Между основными международными игроками, судя по всему, достигнут консенсус относительно необходимости досрочной отставки президента Украины. Сам Виктор Янукович уже никому не доверяет, понимая, что зарубежные посредники не могут гарантировать его безопасность в ситуации, когда оппозиционных боевиков никто не контролирует.
Внешнего давления Янукович выдержать не сможет. И западные посредники, и Россия, и украинская оппозиция, хотя их интересы во многом противоположны, уперлись в один и тот же тупик и вместо глухой стены там — Виктор Янукович.
После гибели в центре Киева нескольких десятков человек, политическая ситуация на Украине резко изменилась. Всего один день аналитики рассуждали о том, как выгодно властям обострение ситуации, как они могут и должны использовать пролитие крови в качестве аргумента для введения чрезвычайного положения. Однако Янукович ЧП вводить отказался. То ли потому, что у него для этого не хватило ресурсов, то ли потому, что нет готовности отдать приказ стрелять, а может просто потому, что он не понимает всей серьезности сложившейся ситуации.
Впрочем, последнее наименее вероятно. Просто украинский лидер загнал сам себя в тупик. С одной стороны, он не может принять гарантии Евросоюза. С другой – никто иной ему никаких гарантий не предлагает. США, устами президента Барака Обамы, лишь заявили, что требуют от украинской армии невмешательства в конфликт (в связи, можно предположить, со сменой Януковичем главы Генштаба), а также через анонимного представителя Госдепартамента посетовали, что украинские "силовики", до этого доступные для американских дипломатов по телефону, последние дни отказываются выходить на связь.
Молчит на официальном уровне и Москва. Заявление премьера Дмитрия Медведева о том, что украинским властям надо быть "жестче" и не позволять превратить себя "в тряпку", вряд ли актуальны для Виктора Януковича, у которого, похоже, нет ресурсов для силового решения проблемы Майдана. По неофициальной информации, Кремль ничего конкретного не говорит украинскому лидеру и на уровне неформальных контактов.
Зато параллельно идут крайне негативные сигналы, главный из которых – остановка Россией очередного двухмиллиардного транша, который должен был поступить в украинский бюджет, находящийся на грани коллапса. Причем Ирландская фондовая биржа (ISE) не просто приостановила транш, но отменила решение от 17 февраля о включении в листинг дополнительной эмиссии двухлетних еврооблигаций Украины с погашением в 2015 году объемом $1,9 млрд, мотивируя это тем, что данные ценные бумаги "еще не эмитированы". Таким образом, разрушена вся схема кредитования режима Януковича, которую ранее описывал Владимир Путин,– больше денег из России ждать не приходится.
Выходит, что и Москва, и Вашингтон умыли руки, согласившись с тем, что Виктора Януковича можно вывести из игры. Договариваться с ним не получается. Кто же остается? Переговоры с парламентской оппозицией для президента Украины бессмысленны. Даже если он не понимал этого раньше, то в эти дни должен был ясно увидеть, что партии УДАР, "Батькивщина" и "Свобода" не контролируют протестующих на Майдане. Причем потому, что сам же Янукович слишком поздно пошел на уступки политикам, добившись того, что оппозиция утратила кредит доверия.
У украинского лидера остается только Евросоюз, который, похоже, и уполномочен вести переговоры, так сказать, от лица мирового сообщества. По крайней мере, Москва вряд ли откажется от посредничества Германии, а США могут быть спокойны, что участие в консультациях Польши гарантирует и их интересы.
Телефонный разговор Януковича с Ангелой Меркель, о котором с утра сообщали украинские СМИ, похоже, так и не состоялся. Зарубежные лидеры говорить с украинским президентом напрямую уже не хотят. Так что Януковичу, который с утра отказался встречаться со срочно прибывшими в Киев министрами иностранных дел Германии, Польши и Франции, к середине дня пришлось передумать, так и не дождавшись связи с Берлином. Гости из ЕС, как известно, ранее уже пообщались с парламентской оппозицией, а потом заявили прессе, что будут требовать от Виктора Януковича проведения досрочных выборов.
Впрочем, если Янукович не готов уходить и объявлять всеобщие выборы, то есть и запасной вариант. Уже сегодня вечером часть депутатов Верховной рады может собраться в Киеве и сформировать новое правительство. Несколько депутатов от "Партии регионов" во главе с Сергеем Тигипко (бывшим союзником, но отнюдь не соратником Виктора Януковича) придадут принятым решениям легитимность.
Москва промолчит, а ЕС поддержит эти решения. И "силовики" наверняка подчинятся скорее этому не вполне законному правительству, чем Януковичу, потому что вовремя предать, как известно, это значит всего лишь предвидеть. Правда, что в этом случае сделают с президентом "правые" боевики с Майдана представлять себе не хочется. Вряд ли это будет даже имитация суда.
Появление новой власти, скорее всего, положит конец острой фазе конфликта. Главное – перестанут гибнуть люди. А дальше будет новая борьба за власть, интриги, выборы, метания новых властей между Москвой, Брюсселем и США. ЕС наверняка вновь вспомнит, правда, более осторожно, о проекте договора об ассоциации с Украиной, а Россия продолжит продвигать идею разделения сфер влияния и федерализации страны. Но это все уже не так страшно по сравнению с риском продолжения кровопролития и неконтролируемого насилия на улицах Киева и других городов страны.
Иван Преображенский, Росбалт