Деловая фортуна повернулась к Виктору Пинчуку спиной. Какой его бизнес ни возьми — сплошные проблемы, ссоры и раздоры. Складывается впечатление, что родственник второго президента Украины уже принял решение евроинтегрироваться. Но по своему персональному плану, отдельно от страны и уж тем более от своих проблемных активов.
Дело — труба!
Несмотря на то, что отечественный “деловой глянец” называет Пинчука (пусть и с большим отрывом от лидера — Ахметова) вторым номером среди украинских олигархов, за последний месяц стало очевидно, что его империя — пусть огромный, но все же карточный домик. Во всяком случае, размеры “опубликованного” состояния вовсе не гарантируют кредиторам/клиентам принадлежащих Виктору Михайловичу компаний, что обязательства перед ними будут выполнены частично или даже полностью. Ибо было ему видение и видение сие — “реструктуризация!”
Именно ее крупнейший актив Пинчука — трубно-колесный холдинг “Интерпайп” — предложил в октябре держателям облигаций. В принципе понять, что “дело — труба!” можно было после ознакомления с финотчетностью “Интерпайпа”. Например, по итогам 2012 года выручка холдинга составила 14,1 млрд. гривен, а убыток — 573 млн. гривен. Не смертельно, если, конечно, не принимать во внимание тот факт, что в текущем году “Интерпайпу” предстояло погасить облигаций на 206 млн. долларов, а в 2014 — еще на 307 млн. долларов.
Впрочем, держателей облигаций холдинга согревали слухи, что около половины евробондов “Интерпайпа” контролируется структурами Пинчука. Почему бы ему не выплатить долги самому себе? Однако выяснилось, что “Интерпайп” в его нынешнем положении неспособен выплатить “на сторону” даже 100 млн. долларов.
Более того, Пинчук запустил помимо реструктуризации долгов холдинга по еврооблигациям аналогичный процесс с кредиторской задолженностью входящих в “Интерпайп” заводов. Никому не известная структура объявила, что она готова приобретать долги этих предприятий, и даже принадлежащее Пинчуку Delo.ua пришло к выводу, что эта скупка проводится в интересах Виктора Михайловича.
Паралелльно с “комедией положений” в “Интерпайпе” в блоке финансовых активов Пинчука разворачивается “маленькая трагедия”. У его московской страховой компании “Россия” отобрана лицензия, ее массово покидают топ-менеджеры. По самым скромным подсчетам, она не выплатит своим российским клиентам более 50 млн. долларов. Возможно, таким замысловатым способом он мстит России, которая лишила “Интерпайп” 40% рынка его продукции?
Финансовые структуры Пинчука в Украине находятся не в столь плачевном положении. В некогда крупнейшей украинской страховой компании страны “Оранте” продолжается вялотекущий конфликт акционеров, а его банк “Кредит Днепр” (сознательно либо нет) сокращает объем своих операций. В любом случае, деградация здесь тоже налицо.
Огни зомбоящика
Единственный актив, которым сегодня в Украине реально дорожит Виктор Михайлович — это его телевизионный холдинг StarLightMedia. Существует версия, что именно ради защиты его от посягательств Семьи Пинчук и затеял спустя почти десятилетие судебный процесс в Лондоне с Коломойским и Боголюбовым. Это разбирательство, несмотря на не очень высокие шансы на успех, позволяет Виктору Михайловичу перманентно торчать в поле зрения западных СМИ, заодно формируя имидж уже обиженного (в том числе и властью, а в противном случае — чего же судиться за пределами страны с находящимися далеко не в фаворе Беней и Геной?) украинского олигарха. И тем самым застраховать свои телеканалы, контроль над которыми необходим Семье в предверии президентских виборов 2015 года, от наиболее рейдерских сценариев на манер ТВі.
Помимо весьма неплохих финансовых показателей, особенно в сравнении с другими украинскими каналами (убыток StarLightMedia за прошлый год составил всего лишь 100 млн. Гривен — разве можно это сравнить с потерями телевизионного холдинга Ахметова в 118 млн. долларов, а уж тем более “Интера”) уникальной особенностью каналов Пинчука является более высокая в сравнении с конкурентами доля представителей среднего класса в аудитории. Что, собственно, и обеспечивает “пинчуковским” каналам более высокую популярность среди рекламодателей, а значит — и более высокие доходы. В общем, кусочек довольно лакомый — весящий миллиард, а то и два.
Наплевательское отношение Пинчука ко всем остальным бизнесам как бы говорит всем заинтересованным в приобретении StarLightMedia, что никаких больших надежд с Украиной олигарх не связывает и, соответственно, готов обсуждать варианты выхода из телевизионного бизнеса. О том же, кстати, среди прочего свидетельствует упоминавшаяся выше лондонская тяжба, затеянная с двумя другими членами попечительского совета Днепропетровской еврейской общины. Ведь по факту она бьет не только по Боголюбову и Коломойскому, но и по Ринату Ахметову (причем по последнему возможно даже в большей степени, ибо в отличие от Бени он искренне считает, что у него есть репутация). Если Пинчук решил войти в “зарубу” с давним партнером по приватизации “Криворожстали” и “Укррудпрома”, значит, он действительно не видит себя в новой Украине “донецких”.
Другой вопрос, что Виктор Пинчук, в принципе, без особого пиетета относится к своему бизнесу. Слишком легко (даже в сравнении с другими отечественными нуворишами) получив отдельные куски госсобственности благодаря близости к Кучме, он столь же легко (в сравнении с теми же коллегами) относится к их потере. Более того, после Оранжевой революции стало очевидно, что бизнес для украинского олигарха №2 окончательно перестал быть целью, превратившись в средство, точнее — источник денег для реализации проектов, которые гораздо ближе его душе.
Это, конечно же, замечательно с точки зрения духовного роста отдельно взятого олигарха, но не для конкретных “Интерпайпа”, “России”, “Кредит Днепра”, к которым Виктор Михайлович относится просто как к активам в портфеле его инвестиций по принципу “заработали — хорошо, не получилось — для них же хуже…”
К тому же подобный бизнес-инфантилизм Виктора Михайловича наносит очередной удар по репутации Украины. Если такой продвинутый местный олигарх, как Пинчук, который не стесняется водить дружбу с Элтоном Джоном и подписывать Giving Pledge, столь легко и просто идет на банкротство своих бизнесов, то что-то с этой страной явно не в порядке...
Олег Калита, Укррудпром