Если физическому сообщению между Украиной и полуостровом мешает граница, возникшая на перешейке, то финансовым потокам препятствует целый ряд мер, предпринятых Украиной и странами Запада. Тем не менее, встречное денежное течение есть как на уровне физических, так и юридических лиц.
Неволя пуще охоты
Почти до середины прошлого лета крымчане испытывали серьезные проблемы с переводом денег. Такие услуги предлагали мелкие банки. Российскому национальному коммерческому банку (РНКБ), готовящемуся выполнять системообразующую роль на полуострове, на тот момент было не до таких «мелочей»: он готовил линейки своих продуктов для выхода на рынок в новой рублевой зоне.
Кстати, в нем так и не заработали системы перевода денег без открытия счета. Банку, пребывающему под санкциями, нет смысла развивать международные платежи. Для передачи денег внутри России вполне достаточно банковской карты ПРО100, которую активно эмитирует РНКБ. Кроме того, перечислить деньги и оплатить покупки и услуги можно через кассу.
«Причина проблем с денежными переводами та же, что и по платежным карточкам, и по внешнеэкономической деятельности – санкции», – объясняет сотрудник крымского финансового учреждения.
Иностранные системы Western Union и MoneyGram ушли из Крыма стремительно, с первыми санкциями. Остались и пришли системы российского происхождения, работающие в том числе на международном рынке. Например, «Юнистрим» (один из лидеров на рынке России и СНГ, имеет собственные сети в Греции, Великобритании и на Кипре), Contact, «Анелик», «Лидер», популярная в России новосибирская «Золотая корона».
Впрочем, в конце ноября «Золотая корона» на полуострове перестала работать. Перебои возникли еще в мае прошлого года: в одних банках переводы принимали, в других – нет. Система ушла, не оставив пояснений даже банковским офисам. На сайте «Золотой короны» появилось сообщение, что согласно действующим правилам, «предоставление услуги на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя не предусмотрено».
В крымском управлении Центробанка РФ узнали об уходе платежной системы с полуострова из прессы, заявив лишь, что механизмов воздействия на подобные «побеги» у регулятора нет: «Золотая корона» – зарегистрированная и общепризнанная система денежных переводов, и уведомлять Центробанк РФ о своих взаимоотношениях с коммерческими банками не должна».
Системы денежных переводов неохотно идут в Крым. Для многих операторов это вопрос выбора стратегического направления – какой рынок для них важнее. По мнению экспертов, та же «Золотая корона» ушла с аннексированного полуострова, поскольку по объему переводов Украина для нее занимает первое место, а крымский рынок небольшой.
Заметим, что до середины прошлого года с помощью имеющихся систем перевести деньги в Украину было невозможно. Об этом банки прямо оповещали клиентов, размещая соответствующие объявления на дверях отделений.
В марте система «Юнистрим» сообщила, что не осуществляет переводы по направлению Крым – Украина ни в каком виде. Хотя по этому трафику прежде ежемесячно проходило 20-30 млн рублей.
По словам российских источников, у «Юнистрима» нет упрощенной системы идентификации – указывался адрес регистрации отправителя. По этой информации, Национальный банк Украины поставил компании условие: или «Юнистрим» прекращает переводы Крым – Украина, или НБУ закрывает компании рынок Украины для переводов.
Украинские банки решают
Однако возможностей перевода денег из Украины и в Украину хватает. В ряде банков работают две-три системы перевода без открытия счета. Так, в отделении Генбанка сообщили, что отправляют деньги тремя системами: Contact, «Юнистрим», и с июня – «Лидер». Но «Юнистирмом» отправить деньги в Украину не получится, подтвердили корреспонденту Forbes. Что касается стоимости услуги, например, в системе Contact комиссия за операцию с Украиной составляет 1% от суммы перевода, с дальним зарубежьем – 2-5%.
Удастся перевести деньги из Крыма или нет, теперь зависит не столько от систем, сколько от конкретных украинских банков. Формально в сентябре 2014 года НБУ заблокировал зачисление средств из крымских банков. «В осеннем постановлении №699 НБУ конкретно прописал, как работать с Крымом. На его основе некоторые украинские банки ввели свои особые распоряжения, – поясняет симферопольский финансовый работник. – Эти внутренние «антикрымские санкции» – способ подстраховаться, а иногда – личная политическая позиция акционеров учреждения».
Также собеседник Forbes добавляет, что обнаружить в этом систему и составить перечень толерантных к Крыму банков невозможно. «Тот же «Приват», который «зажал» депозиты крымчан, и чьи крымские активы были национализированы крымским правительством, продолжает работать с полуостровом, принимая переводы от физических и юридических лиц. Вместе с тем крошечный банк, с которым не было ни одной сделки за двадцать лет, перестал принимать платежи из Крыма», – указывает он.
При необходимости совершить платеж между Украиной и Крымом украинскому получателю или отправителю денег нужно уточнить в украинском банке, какая из перечисленных систем работает в этом учреждении. Операционисты Крайинвестбанка, где функционируют системы Contact и «Лидер», посоветовали обращаться в Ощадбанк и «Финансы и кредит». В то же время в Генбанке сказали, что «Ощад» не принимает из Крыма переводы по системе Contact. Пользователи подтверждают, что регулярно прибегают к Contact в Рускобанке с крымской стороны и ПриватБанке – с украинской: деньги идут 10-15 минут, признаются клиенты.
Если украинский банк не принимает переводы из Крыма, в качестве города отправления будет указан российский город, например, Краснодар. Дело в том, что переводы Contact по России и странам ближнего зарубежья являются безадресными, их можно получить в любом пункте системы на территории страны, указанной при оформлении перевода.
В системах денежных переводов без открытия банковского счета есть ряд ограничений, самое главное из которых – возможность расчета только между физическими лицами. Кроме того, они не работают с гривной. Если отправитель пошлет из Украины гривны, крымчанин получит эту сумму, конвертированную в рубли. При этом доллар и евро принимают так же, как и рубль, и переводы в этих валютах выдают без конвертации.
При получении денег можно пользоваться украинским паспортом. Для крымчан это было весьма актуально, поскольку выдача российских документов продолжается до сих пор. Неудобство заключается в том, что в комплекте с паспортом нужно иметь действующую миграционную карту – как впрочем, для совершения многих других банковских операций.
Дом, который построил SWIFT
Весной Крым взбудоражила информация об отключении финансовых институтов полуострова от системы SWIFT. Однако это не соответствовало действительности. На самом деле речь идет об отказе ряда западных банков осуществлять валютные SWIFT-переводы из Крыма и в Крым. Этот вид переводов требует среди реквизитов указывать место регистрации (адрес) получателя и отправителя. Из-за риска не только отказа в проведении операции, но и блокировки со стороны банка-посредника средств контрагентов некоторые банки приостановили прием и отправку SWIFT-платежей. Официальных комментариев на этот счет не было ни от банков, ни от представителей международных платежных систем.
В колл-центре РНКБ корреспонденту Forbes сухо сообщили, что учреждение SWIFT-переводы не принимает. А в рублях внешние переводы по полным банковским реквизитам возможны. Во втором по величине крымском финансовом институте Генбанке подтвердили возможность SWIFT-переводов в любую страну мира. В том числе – в Украину. Но только в рубле, долларе и евро. Причем валюта в процессе перевода не конвертируется.
К слову, сугубо крымские ЧБРР и «Севастопольский морской» к SWIFT подключены. «Это только канал связи, – поясняет представитель банка, работающего в Крыму. – Даже если от него отключат все российские банки, это никоим образом не парализует финансовую деятельность. Кроме SWIFT, у банков есть дополнительные каналы связи, в том числе с американскими банками. Вплоть до подзабытого телекса».
Козьи тропы для бизнеса
Для безналичных расчетов между юридическими лицами внутри Крыма и между Крымом и Россией нет никаких препятствий. Проблемы возникают, когда речь идет о финансовых операциях с дальним зарубежьем и Украиной.
В крупнейшем на полуострове РНКБ из-за наложенных на него санкций Запада расчет с контрагентами в долларах и евро невозможен. Так же, как и с украинскими юридическими лицами. В отделении сообщили, что банк работает только с рублем, юанем и турецкой лирой.
«Нет уверенности, что деньги пройдут в ту или иную страну, – признается сотрудник другого симферопольского банка. – Доходит до смешного: разные клиенты проводят платежи в одну и ту же страну, причем у одного клиента платеж проходит, а у другого – нет». Речь идет как о физических лицах, так и юридических. Причина – внутренние санкции со стороны отдельных западных банков. Этим «грешат» большие расчетные банки вроде Commerzbank, DeutscheBank, JPMorgan. Тем не менее, расчеты с иностранными юридическими лицами в Крыму с трудом, но осуществляются.
Помимо наличия банковских реквизитов у обеих сторон, банк требует для проведения операции предоставления от клиента контракта на внешнеэкономическую деятельность. Финучреждение проводит валютный контроль и финансовый мониторинг.
Например, в Крайинвестбанке рассказали, что перед тем как осуществлять перевод, в банк нужно предоставить документы, касающиеся работы с украинским контрагентом. Если операция превышает 50 000 долларов, также нужен паспорт сделки.
Предприниматели, зарегистрированные в Крыму, могут совершать переводы только в рублях или гривнах. Зарегистрированные на российском материке – также в долларах и евро. Клиент открывает в банке рублевый и при необходимости – гривневый счет, который используется для зачисления денег в гривне от украинского контрагента. Снять с него наличность нельзя. Но впоследствии с него можно отправлять деньги контрагентам, предпочитающим украинскую валюту.
Банк меняет гривну на рубль по своему курсу. Разница между банковским курсом и курсом Центробанка РФ колеблется, но в среднем составляет порядка 10% – банк устанавливает курс в зависимости от своих потребностей в украинской валюте. Учреждение покупает гривну по безналичному расчету и осуществляет перевод на счет украинского контрагента. Комиссия за валютный перевод составляет 0,1%, но не меньше $25.
Для получения денег крымским юридическим лицом от украинского юрлица также требуется предоставить документы сделки. Сделка проходит валютный контроль. Деньги списываются день в день, заверяют в банке. Однако от момента предоставления документов по сделке до получения денег проходит 15 дней.
Система отработана и не дает сбоев. В «Крайинвесте» говорят, ПриватБанк и Райффайзен Банк Аваль зарекомендовали себя как добросовестные партнеры. Если сделку планируется осуществить в рублях, украинский контрагент должен уточнить в банке, принимает ли он зачисления в российской валюте, и проходят ли в этом учреждении операции с Крымом.
В отделе обслуживания юридических лиц Генбанка сказали, что могут отправить деньги в Украину по банковскому переводу, но гарантировать их прием с украинской стороны не в состоянии. Украинским контрагентам рекомендуют открывать счет в Проминвестбанке. В переводе не указывают, что деньги идут именно из Крыма. Но информация о крымском контрагенте – получателе товара отражена в таможенной декларации.
Любят ли крымские деньги счет?
Большинство крымчан для получения или отправки денег в Украину пользуются системами переводов. Однако, как ни странно, самый удобный и универсальный способ перевода средств в Украину и обратно – банковский перевод посредством корреспондентских счетов, утверждают в местных финучреждениях. Ограничения накладывает только национальное валютное законодательство России. Как писалось выше, отправлять деньги в гривне нельзя: принимаются только рубли, доллары и евро.
Для использования банковского перевода отправителю нужно знать банковские реквизиты контрагента. В отделе обслуживания физических лиц помогут заполнить заявление на перевод, примут деньги на счет и оплату комиссии. Встречная операция происходит аналогичным образом.
«Есть ощутимый недостаток банковских переводов в Украину и оттуда, – признает руководитель отдела маркетинга крымской консалтинговой компании «Окрыляем успехом» Виктория Шульгина. – Деньги идут медленно, 10 дней и дольше. Кроме того, киевским контрагентам приходится покупать рубли и терять на обмене. Подобных проблем нет, если пользоваться электронными кошельками вроде «Яндекс.Деньги» или QIWI».
Пользователи подтверждают, что с карт Visa банков, работающих в Крыму, в частности МАСТ-Банка, можно перечислить деньги на украинский счет в ПриватБанке. Также крымчанам удается пользоваться электронной системой WebMoney, с помощью которой контрагенты получают деньги в ПриватБанке и Райффайзен Банке Аваль.
Кроме того, посредством интернет-банкинга можно переводить деньги на украинский карточный счет (как в одну из стран СНГ) с карт ПРО100, которыми владеет каждый второй житель полуострова. При этом рубли автоматически конвертируются в гривны. В обратном направлении деньги не доходят, признались в отделении банка-эмитента – из-за его крымской прописки.
forbes