Как разойтись «по-честному» и защитить бизнес от семейных неурядиц
Бывшая супруга новоизбранного президента США Дональда Трампа Ивана Зелничкова, известная как Ивана Трамп, считается одной из самых успешных женщин в вопросе развода. В 1992 году, во время расторжения брака с будущим президентом Америки, топ-модель отсудила у супруга $20 млн и недвижимость на $14 млн, включая ранчо к Коннектикуте и поместье в Палм-Бич. Ежемесячные алименты были утверждены в размере нескольких сот тысяч долларов. Однако стоит отметить, что у Трампов был составлен брачный договор, который в относительной степени защитил обе стороны от потрясений во время расставания.
К сожалению, украинские бизнесмены не воспринимают брачный договор всерьез, что приводит к многочисленным склокам и скандалам, вплоть до применения услуг силовых структур во время развода. Автор бестселлера «Must have сезона, или Новый взгляд на брачный договор», адвокат и партнер адвокатской компании «Золотая Середина» Наталья Горбаль рассказывает о том, как можно защитить бизнес от неурядиц, вызванных разрывом супружеских отношений.
Суд рассматривает дело о разделе имущества супругов. С иском обратилась супруга и просила суд поделить все нажитое в браке пополам, включая бизнес. Обосновывала свои требования отсутствием каких-либо договоров между супругами касательно имущественных отношений. Исходила из того, что имущество, нажитое за время брака, принадлежит супругам на праве общей совместной собственности, несмотря на отсутствие у нее самостоятельного заработка (дохода), поскольку она все это время занималась ведением домашнего хозяйства и уходом за детьми. Супруг был согласен на многое, но что касалось вопросов раздела бизнеса – категорически возражал, не понимая суть притязаний своей супруги, ведь к его созданию она не имела никакого отношения. Более того, для успешного старта ему пришлось привлечь кредитные средства, что стало лишь поводом для ее беспокойства.
После того как бизнес стал набирать обороты, начали поступать предложения от инвесторов, что повлекло за собой появление новых обязательств. Через несколько лет бизнес приобрел четкую структуру, и супруг внутренне считал это своим детищем, полагая, что все блага, приносимые бизнесом, – это его личные наработки. Именно поэтому он был крайне возмущен требованиями супруги «отдать половину». Во-первых, не понимал, в какой форме она предполагала это реализовать; во-вторых, искренне не понимал, почему он, взвалив когда-то на себя груз ответственности перед кредиторами и серьезно рискнув, сейчас должен разделить то, что, по его мнению, разделу не подлежало.
В зале суда, помимо супругов, находились партнеры по бизнесу супруга и инвесторы, которые, в зависимости от исхода дела, должны были принять решение касательно своего дальнейшего участия в данном бизнесе. Конечно же, все ожидали вердикта суда по вопросу «раздела бизнеса».
Для супруга все закончилось хорошо. Его бизнес остался цел и невредим, но основанием для отказа в удовлетворении требования супруги о «разделе бизнеса» стала банальная процессуальная формальность – неправильно избран способ защиты нарушенного права. И супруг понял, что ему просто в этот раз повезло.
Приведенный пример – один из многих, иллюстрирующий то, какие ситуации могут возникнуть при разделе имущества в бракоразводных процессах.
Однако и действия упомянутой истицы не были лишены смысла. Рассматривая созданный супругом бизнес как совместно нажитое имущество, она была на правильном пути. Но подвело ее отсутствие точности в формулировках.
Итак, что же понимается под «бизнесом» при разделе имущества? Это тот важный вопрос, без ответа на который шансы защитить свое детище практически ничтожны. Равно как и шансы получить желаемое при разделе имущества стороной, не имеющей отношения к созданию компании как таковой.
Многие, руководствуясь не своим, а подсмотренным в кинофильмах опытом, считают себя в праве заявлять о притязаниях на половину всего, включая бизнес-структуры или бизнес-активы, используя при этом исключительно глагол «должен» – зачастую, без достаточных на то оснований.
Одни считают, что урвав «половину» при разделе, наравне с бывшим или бывшей начнут управлять бизнесом со всеми вытекающими последствиями. Другие полагают, что им должна отойти половина активов: недвижимость, транспортные средства, денежные средства на счетах компании и пр.
Но лишь некоторые понимают, что претендовать можно только на половину дохода, который приносит созданный бизнес, или требовать компенсацию в размере половины стоимости внесенного в уставный капитал имущества. И только единицы знают о том, что, создавая или приобретая бизнес, стоит заранее готовить документы, подтверждающие право личной собственности средств или имущества, инвестируемых в него. Именно этот этап является наиболее важным для выстраивания дальнейшей защиты бизнеса от его возможного раздела в будущем между супругами.
Как это ни парадоксально, но далеко не каждый знает, что имущество, нажитое в браке, включая доли в предприятиях или, как часто их называют, корпоративные права (но де-юре делятся именно доли), может считаться как общим совместным и подлежать разделу, так и личным, не подлежащим разделу.
Исходя из последних решений Верховного Суда Украины по вопросам раздела имущества, нажитого в браке, прежде чем обращаться в суд с подобными исками или даже просто задумываться о разделе как таковом, следует задать себе как минимум три вопроса, ответы на которые помогут отнести приобретенное (спорное) имущество к тому или иному режиму: общему или личному имуществу. Формулировать вопросы нет необходимости, Верховный Суд Украины уже это сделал:
Время приобретения такого имущества.
Средства, за которые такое имущество было приобретено (источник приобретения).
Цель приобретения, которая позволяет определить в отношении имущества правовой режим общей совместной собственности супругов.
Что касается первого вопроса, то, безусловно, речь идет о периоде зарегистрированного брака. Хотя, если двое живут в браке «гражданском» и этому есть достаточно подтверждений или оснований для установления юридического факта проживания одной семьей без регистрации брака, то могут быть нюансы. Согласно семейному законодательству, все имущество, нажитое во время такого «гражданского брака», подлежит разделу по правилам, установленным в отношении имущества, нажитого в законном браке, если иное не предусмотрено договором.
Второй вопрос касательно средств, за которые такое имущество было приобретено, является весьма важным. Определив источник происхождения средств, можно определить и режим этих средств – личные или общие. Соответственно, с большой вероятностью возможно установить и режим приобретенного имущества, в частности, доли в уставном капитале.
Например, если денежные средства, направленные на создание бизнеса (формирование уставного капитала) или приобретение бизнес-структур (приобретение доли в уставном капитале), являются личными того из супругов, кто бизнес создавал или приобретал, то доход, полученный в результате хозяйственной деятельности компании, также будет личным того из супругов, кто этот бизнес создал или приобрел. А в случае если средства, инвестируемые в бизнес, были общими – следовательно, и доход будет общим и подлежит разделу.
Третий вопрос далеко не столь прост, как может показаться на первый взгляд. Речь идет о том, в чьих интересах было приобретено имущество – в интересах семьи или в личных интересах того из супругов, кто это приобретение сделал. Если имущество, в частности, доли в компании, было приобретено (создано) в интересах семьи, то вывод напрашивается сам собой – все созданное или приобретенное является общим имуществом, в том числе и доходы от бизнеса.
Однако, если при ответе на второй вопрос будет очевидно, что на создаваемое или приобретаемое были потрачены личные средства, а ответ на третий вопрос будет свидетельствовать о том, что все созданное или приобретенное было совершено в интересах семьи, то, как говорится, могут быть варианты. И для того, чтобы уменьшить вариативность, стоит вспомнить или задуматься о том, что существует ряд договоров, которые способны уменьшить риски при разделе имущества, а иногда и просто свести их на «нет». Конечно же, речь идет о брачном договоре, а также договоре о правовом статусе имущества, нажитом при совместном проживании одной семьей без регистрации брака.
Именно эти договоры позволят тому, кто создавал бизнес, установить границы, в пределах которых супруги будут действовать. И именно они позволят определить правила игры «на старте» в отношении бизнеса, чтобы последний не стал «разменной монетой» для удовлетворения чьих-то – зачастую, необоснованных – амбиций.
forbes