В случае их успеха в выигрыше окажутся Россия и ЕС
Украина обратилась к Еврокомиссии с письмом, в котором констатировала готовность участвовать в трехсторонних переговорах с участием ЕК и России. В то же время еще неделю назад Министерство энергетики категорически отвергало необходимость проводить переговоры с РФ до завершения судебного процесса в Стокгольме – то есть, как минимум, до 2017 года. Что стало причиной ускоренного возврата нашей страны за стол переговоров и чем это обернется для экономики «Нафтогаза Украины», разбирался Forbes.
Министр энергетики Игорь Насалик направил письмо руководству Еврокомиссии об ожидании трехсторонних переговоров по газовым вопросам. «В письме к заместителю председателя Еврокомиссии Марошу Шефчовичу министр подчеркнул важную роль Еврокомиссии в вопросе деполитизации газовых отношений Украины и России, а также отметил продолжение проведенной ранее министерством политики в вопросе взаимоотношений в газовой сфере в трехстороннем формате. Так что ждем новую дату консультаций (как в двустороннем формате, так и трехстороннем)», – сказал представитель Минэнергоугля Михаил Бно-Айриян.
В то же время Бно-Айриян не уточнил причину резкого изменения позиции Насалика. Ведь ровно неделю назад новый министр энергетики утверждал, что Украина не планирует никаких переговоров по поставкам газа из России до завершения судебного процесса в Стокгольмском арбитраже. «Пока не закончится стокгольмский суд, никаких переговоров не будет», – заявил Насалик.
Латентное согласие
Стоит отметить, что формально представители России не изъявляли желания продолжать трехсторонний диалог. После объявления цены газа для Украины на второй квартал министр энергетики России Александр Новак однозначно дал понять, что «трехсторонки» не будет. «Никто не выходил с такой инициативой – подписывать новые соглашения. По опыту прошлого года, мы также летом ничего не подписывали на летний период. У нас позиция проста: сегодня цены на газ снизились. Контрактная цена российского газа для Украины сейчас конкурентоспособна, сейчас нет необходимости предоставлять скидки, подписывать какие-то дополнительные соглашения. Контракт действует до 2019 года», – сказал Новак 1 апреля 2016-го.
Однако уже тогда было понятно, что переговорный процесс будет восстановлен. Одним из последних заявлений уже экс-министра энергетики Владимира Демчишина стало заверение, что он разговаривал с Новаком и обсуждал возможность трехсторонней встречи.
Но 16 апреля российский министр еще раз опроверг возможность переговоров с Украиной и ЕС. «Никаких трехсторонних встреч не планируется, живем в условиях действующего контракта, режима предоплаты. По мере необходимости, сколько будет заплачено средств с украинской стороны, столько и будет поставлено газа», – заявил Новак.
Тем не менее, Еврокомиссия уже подтвердила, что Украина согласилась на трехстороннюю встречу, а в Россию направили письмо-приглашение. В то же время в Еврокомиссии осторожно отнеслись к потенциальной дате переговоров, так как согласие должны дать все стороны.
С высокой вероятностью можно сказать, что Россия не откажется участвовать в переговорах. Первая причина – не создавать на пустом месте конфликт с Украиной. А вторая – как это ни парадоксально, но «Газпром» заинтересован в переговорах с «Нафтогазом» относительно объемов покупки газа до начала отопительного сезона 2016-2017 годов. И эта позиция России совпадает с интересами ЕС.
Трейдеры в авангарде
Инициаторами восстановления газового диалога Украины, России и ЕС стали европейские компании-трейдеры, поставляющие газ в Украину. В 2015 году почти весь европейский газ – 10 млрд куб. м – в Украину поступил через крупные газовые концерны Европы (EON, RWE, Engie, Statoil) или через трейдеров, которые выкупали топливо у тех же газовых концернов. Упомянутые компании, в том числе и конкурент «Газпрома» – компания Statoil, достигли непубличных договоренностей об увеличении транзита газа через Украину. В 2015-м «Газпром» нарастил его на 5 млрд куб. м – до 64 млрд куб. м.
Как следствие, именно этот объем практически полностью перешел к трейдерам, которые в дальнейшем перепродали его в Украину. Для трейдеров облегчение заключается в том, что они гарантированно имеют доступ к объему газа, а не «бегают» по рынку в поисках «голубого топлива» для Украины.
Сейчас европейские трейдеры также ведут переговоры с РФ, которая планирует и в дальнейшем увеличивать транзит через Украину. Для компаний, которые поставляют газ в нашу страну, важно пролонгировать договоренности, чтобы гарантированно получать российский газ.
В «Нафтогазе» фактически подтвердили, что переговоры будут касаться транзита. «Наша позиция такова, что мы ожидаем переговоров с «Газпромом» и надеемся, что они состоятся. Основным поводом для переговоров станет транзит газа, а не его закупка. Мы комфортно чувствуем себя с европейскими потоками. А вот потребность в транзите очень высокая», – сказал 26 апреля глава «Нафтогаза» Андрей Коболев.
Транзитные успехи заметны и по итогам I квартала 2016 года. Транзит российского газа через территорию Украины в ЕС, Молдову и Турцию в январе-марте 2016 года увеличился по сравнению с январем-мартом 2015 года на 51,4%, или на 6,6 млрд куб. м – до 19,4 млрд куб. м.
На этом фоне показателен пример давнего партнера «Газпрома» – французской Engie (GDF Suez). В 2015 году французская компания увеличила покупку газа в России на 2,6 млрд куб. м – с 7,1 до 9,7 млрд куб. м. С начала 2016 года (первый квартал) Engie также купила на 1 млрд куб. м газа больше, чем это было в первом квартале 2015-го. Симптоматично, что Международная финансовая корпорация (IFC) предоставила Engie кредит на сумму $200 млн для поставок реверсного газа. А перед тем Engie также поставила реверсный газ на сумму более $100 млн за кредитные средства ЕБРР.
Кому выгодно?
По имеющейся информации, «Газпром» также не прочь продолжить практику европейско-российского сотрудничества в вопросе реверса. Но требует от ЕС гарантий, что Украина купит у него примерно 6 млрд куб. м газа. В течение января-февраля 2016 года Украина импортировала 2,63 млрд куб. м газа у европейских трейдеров. В марте импорт был существенно сокращен и составил 530 млн куб. м. Возникает вопрос: для чего Украине проводить трехсторонние переговоры, если сейчас для страны нет критической необходимости закупать значительные объемы газа?
Об этом же говорят и в «Нафтогазе». «Мы уже сейчас вполне можем обходиться без российского газа круглый год. Все упирается в вопрос цены. Сегодня по реверсу газ дешевле, и мы покупаем по этой схеме. Будет «Газпром» предлагать дешевле – купим у него. Это уже давно вопрос не политики, а экономической целесообразности», – заявил в начале апреля глава «Нафтогаза» Коболев.
При этом собственная добыча газа только государственной компанией «Укргаздобыча» на уровне 8 млрд куб. м в период с мая по октябрь позволяет закачивать газ в подземные хранилища газа. Учитывая сокращение потребления промышленностью и населением, можно ожидать, что своими силами можно будет закачать как минимум 5 млрд куб. м.
В ПХГ уже сейчас находится 8,7 млрд куб. м. К началу отопительного сезона необходимо накопить от 17 до 19 млрд куб. м газа. С учетом собственных 5 млрд кубометров, соответственно, необходимо докупить 3-5 млрд куб. м.
Конечно, падение промпроизводства, а также потеря территорий Донбасса и Крыма, – это те факторы, которые «помогли» сократить потребление газа. Поэтому сейчас для подготовки к зиме кредиты для «Нафтогаза» уже не столь необходимы. Но общая европейско-российская политика заключается в том, чтобы вынудить Украину снова привлечь займы и за них приобрести газ у европейских трейдеров. Между тем «Газпром» обеспечит дополнительные объемы поставок газа через территорию Украины европейским компаниям. Выгоду получат ЕС и Россия, но не Украина.
forbes