Ради усиления контроля над финансовыми потоками крупнейших госкомпаний и банков в окружении Петра Порошенко обсуждают возможность создания нового «корпоративного монстра»
Министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус, получивший портфель в правительстве Арсения Яценюка по квоте пропрезидентской парламентской фракции «Блок Петра Порошенко», лоббирует создание публичного акционерного общества «Укрхолдинг». Новая компания, по задумке министра, должна улучшить качество управления наиболее крупными хозяйствующими субъектами госсектора экономики и повысить их эффективность.
В новой структуре хотят объединить 12 компаний и банков, неподконтрольных сейчас МЭРТ. Среди них: «Нафтогаз Украины», «Укргидроэнерго», «Турбоатом», «Надра Украины», Ощадбанк, Укрэксимбанк, Родовид Банк.
Предполагается, что крупнейшие госкомпании и банки в структуре «Укрхолдинга» будут подчинены непосредственно Кабмину. Руководить «Укрхолдингом» будет глава правления. Его кандидатуру на утверждение правительству должен подавать наблюдательный совет, в составе которого – по одному представителю от Кабмина, МЭРТ и Администрации президента, а также четыре члена от правительственного Комитета по назначению руководителей особо важных для экономики предприятий.
Соответствующий проект постановления Кабмина (копия есть в распоряжении Forbes) МЭРТ подготовил в августе, а направил на согласование в профильные министерства спустя месяц, в конце сентября. В список адресатов попали: Минфин, Минэнерго, Мининфраструктуры, Минюст и Фонд госимущества.
«Очевидно, Абромавичус осознавал рискованность своей инициативы, которая больше похожа на авантюру и провокацию, чем на реальные планы, поэтому и затягивал с рассылкой», – поделился с Forbes собеседник в ФГИ. В Минюсте обратили внимание, что создание «Укрхолдинга» противоречит ряду требований украинского законодательства, поэтому идея МЭРТ «весьма сомнительна и приведет к серьезным правовым и корпоративным конфликтам».
В частности, передача «Укрхолдингу» акций «Нафтогаза» грозит НАК дефолтом. Это противоречит договоренностям «Нафтогаза» с держателями еврооблигаций о реструктуризации долга на $500 млн, достигнутым в 2009 году. Эти договоренности подтверждены госгарантиями, предоставленными Кабмином по внешним заимствованиям НАК. Их условия запрещают операции с акциями «Нафтогаза» (продажу или передачу в управление) до полного расчета с кредиторами. Иначе последние могут потребовать досрочного погашения долга НАК, и в случае отказа по выплате объявят дефолт компании.
«Идея выведения компаний топливно-энергетического комплекса в отдельный холдинг, подчиненный напрямую Кабмину, крайне опасна и контрпродуктивна», – подтвердил Forbes Владимир Демчишин, министр энергетики и угольной промышленности. Он прогнозирует, что в средне- и долгосрочной перспективе Минэнерго «действительно перестанет непосредственно управлять предприятиями отрасли и будет отвечать исключительно за политику в этой сфере». Но для этого чиновникам еще необходимо провести организационную работу: подготовить и принять необходимую законодательную базу, сформировать конкурентную среду и провести приватизацию.
В ближайшее время, по словам Демчишина, правительство должно сконцентрироваться на стабилизации энергетической сферы и защите энергетической безопасности страны. «Поэтому Минэнерго против каких-либо проектов, которые под видом реформ реализуют переподчинение госпредприятий. Госпредприятия энергетической сферы необходимо реформировать, очистить от коррупции и подготовить к корпоратизации, а не передавать из рук в руки», – подытожил министр.
Несмотря на конфликт интересов, Абромавичус настроен решительно. Для обсуждения противоречий он созвал 22 сентября в МЭРТ совещание с участием представителей органов исполнительной власти, которым сейчас подчинены хозсубъекты, претендующие на объединение под крышей будущего «Укрхолдинга».
Идея создания такой управляющей госкомпании пока не получила широкого общественного резонанса. Госбанкам из приведенного в проекте постановления МЭРТ списка, в которые Forbes обратился за комментарием, о подобных планах известно не было. Услышав подробности, в Родовид Банке Forbes сказали: «Абсолютно непонятны реальные цели и механизмы управления таким «корпоративным монстром». Такое впечатление, что инициаторы создания «Укрхолдинга», собрав под одной крышей абсолютно разные виды бизнеса, хотят запутать то, что было относительно понятно. Фактически вопрос сводится к переподчинению хозсубъектов и, конечно же, раздаче «больших портфелей» нужным людям».
В случае экономической целесообразности создания такого объединения более естественно выглядела бы его организация в системе ФГИ, для которого управление госимуществом – основная функция, зафиксированная в законе «О Фонде государственного имущества Украины».
Не исключено, что за идеей организации «Укрхолдинга» скрывается глобальная цель – теневая приватизация привлекательных хозсубъектов.
Передача госпакетов акций компаний в структуру «Укрхолдинга» может привести к потере акциями статуса государственных. Для этого понадобится несколько судебных решений, которыми акции госкомпании будут признаны частной собственностью. В результате акции останутся в структуре госхолдинга, но на них больше не будут распространяться нормы национального законодательства о защите госсобственности. А значит, компании станут уязвимыми для банкротства или ареста их имущества.
Подобный прецедент уже есть. Весной – летом 2013 года компании «Укртрансгаз» и «Укргаздобыча» из структуры НАК «Нафтогаз Украины», которыми в то время управляли топ-менеджеры, близкие владельцу Group DF Дмитрию Фирташу, инициировали судебные разбирательства с материнской компанией.
В результате за короткий промежуток времени появилось несколько судебных решений хозяйственных и административных судов, согласно которым акции «Укртрансгаза» и «Укргаздобычи» утратили статус государственных и были признаны частными. Поэтому нормы законов об управлении объектами госсобственности в отношении данных компаний больше не используются. «Эти судебные решения весьма сомнительны, особенно учитывая период и срочность их принятия – три инстанции за два месяца. Но они до сих пор не отменены и остаются в силе», – отмечает собеседник Forbes, знакомый с ситуацией.
Очевидно, аналогичные действия можно повторить в более глобальном масштабе. Коррупцию в украинской судебной системе, ручное управление судами зарубежные инвесторы продолжают считать наиболее актуальными проблемами, которые мешают рыночным реформам и притоку капитала в развитие экономики страны. А значит, существует риск, что «Нафтогаз» или Ощадбанк станут частной собственностью созданного ПАО «Укрхолдинг». На них перестанет распространяться законодательство о защите государственного имущества: они будут открыты для рейдерских атак и недружественных поглощений.
Опрошенные Forbes чиновники в Кабмине полагают, что автором идеи создания «Укрхолдинга» может быть вовсе не Абромавичус. Кто может быть заинтересован в подобных перспективах? «Тут угадывается почерк Игоря Кононенко, первого заместителя главы фракции «Блока Петра Порошенко», одного из давних бизнес-партнеров главы государства», – предполагают опрошенные чиновники. Кононенко в разговоре с Forbes такую версию опроверг, назвав ее несостоятельной.
Метки: Абромавичус, бизнес, Мегахолдинг, Порошенко