Кто придет на смену Роману Насирову

гфс

Эксперты и представители бизнеса не верят в серьезное наказание отстраненного главы ГФС и называют потенциальных кандидатов на эту должность.

Вторую неделю не утихают страсти в связи с расследованием в отношении Романа Насирова, главы Государственной фискальной службы (ГФС). Через несколько дней после задержания его Национальным антикоррупционным бюро (НАБУ), Соломенский суд избрал меру пресечения в виде ареста Насирова на период следствия на два месяца с возможностью внесения залога.

Если дело Насирова завершится реальным сроком, то это станет мощным сигналом, что разорвана система круговой поруки коррупционеров во власти. Это подорвет коррупцию на высшем уровне, создав страх покарания. И позволит создать равные правила игры для бизнеса, что является главным условием притока инвестиций и ускорения экономического роста.

Впрочем, многие не верят в такой исход и считают, что налоговый орган и дальше будет считаться преступной организацией. А пока идут следственные действия, остается ряд вопросов. В частности согласованы ли действия НАБУ с президентом или антикоррупционный орган действовал самостоятельно. И кто наиболее реальный претендент на кресло главы ГФС.

НВ Бизнес попросил ответить на эти вопросы отраслевых экспертов и представителей бизнеса.

Владимир Дубровский, главный эксперт налогово-бюджетной группы Реанимационного пакета реформ

Владимир ДубровскийПрезидент согласился с этим решением, смирился. Но, похоже, что это было для него нелегким делом, и он не сразу это поддержал. Случилась позитивная вещь, которая никогда в Украине не случалась, когда действующего чиновника арестовали по подозрению в коррупционных действиях, чиновника такого ранга. Но с другой стороны, я бы не переоценивал все-таки последствия этого шага, потому что, во-первых, неизвестно, насколько предъявленные обвинения возможно доказать. Специалисты в этом сомневаются. От задержания до наказания достаточно тернистый путь. Во-вторых, что более важно, Насиров был воплощением зла. Но на самом деле он всего лишь возглавлял орган, который вообще сам по себе существует не как налоговая служба, а как такая организация с серьезными признаками преступной, которая имеет от государства лицензию на рэкет при условии выполнения плана поступлений в бюджет и выполнения отдельных специфических политических заказов. Таковой налоговая была создана господином Азаровым и сохранила такую институциональную память. Чтобы действительно что-то поменять для простого налогоплательщика, недостаточно заменить Насирова на Мирослава Продана или еще кого-то. Возможно, это до какой-то степени влияет, но главное – провести глубокую реформу самой системы, которая должна включать с одной стороны изменения правил игры, а с другой – перезагрузку налоговой, которая способна эту корпоративную культуру стереть. Было бы логично, если бы туда пошла Нина Южанина, но могут быть самые неожиданные компромиссные фигуры, о которых мы вообще ничего никогда не слышали, хорошо известные в узких кругах, в которые мы с вами не вхожи. Другое дело, что, может, удастся использовать этот момент для того, чтобы поставить во главе налоговой человека, который не будет сопротивляться ее перезагрузке. Но если монетка станет на ребро, то может, такой человек найдется.

Ярослав Юрчишин, исполнительный директор Transparency International Ukraine

Ярослав ЮрчишинЭто логическое продолжение следствия по делу Александра Онищенко, поэтому не стоит искать в этом задержании политического подтекста. Учитывая, что Насиров квота и в прошлом представитель БПП, подозревать согласования этих действий с президентом было бы нелогично. И.о. уже назначен господин Продан, выходец из Винницы. Думаю, он не является кандидатом на должность председателя, хотя, учитывая, что Насирова только отстранили, в статусе и.о. Продан может быть месяцами, а то и годами. Насиров был отобран на конкурсе, поэтому, думаю, и в этот раз власть пойдет на эту процедуру. Наиболее вероятный кандидат, к сожалению, Нина Южанина, председатель комитета. К сожалению, потому что это не станет качественной переменной или новым подходом. Кроме того, она лоббирует восстановление налоговой милиции. Южанина из той же команды, что и Насиров. На мой взгляд, кандидатура Оксаны Продан, была бы более интересным вариантом, потому что она представитель не большого, а малого и среднего бизнеса, как в принципе и Юлия Драговоз. У нас в основном ГФС концентрируется на большом бизнесе. Еще хорошая кандидатура Андрей Журжий. Очень бы хотелось видеть реальный конкурс, с кандидатами, которые не имеют отношения к системе.

Юрий Яковенко, глава инвесткомпании Eavex Capital

Юрий ЯковенкоЯ не уверен, что президент давал отмашку задержать Насирова. Даже если он давал отмашку, выхода не было. Потому что НАБУ бы все равно это сделало. У меня есть информация о том, что для ближайшего, как минимум, окружения Петра Порошенко это было полной неожиданностью. Я не исключаю, что он был единственный, кто знал об этом. Но знал уже как о неизбежном факте. Я думаю, он не мог препятствовать. НАБУ надо что-то делать, чтобы показывать какой-то результат нормальный. В позиции НАБУ целая последовательность действий, не просто отсрочка, там связывают ее с показаниями Онищенко. Еще надо смотреть на те рентные платежи, о которых идет речь в этом деле, они были очень высокими. Хотелось, чтобы пришел человек, который действительно будет реформировать, ломать схемы. Но нужно проводить максимально открытые конкурсы. Любой грамотный человек, который туда придет с каким-то базовым образованием и опытом работы, наверное, сможет разобраться. Главное, чтобы было желание реформировать. У нас же часто выбирают из людей системы, это всегда какие-то компромиссные фигуры. Причем зачастую, кандидатуры, выдвинутые в результате закулисных договоренностей. То, от чего хотелось бы сильно избавиться и увидеть светлую личность, которая начнет что-то менять и ломать. Мы топчемся с реформами на одном месте. Я думаю, есть сотни честных и нормальных людей, которые могли бы этим делом заняться. Нормальные же люди приходили и в Кабмин. Масса патриотически настроенных людей, желающих преобразования и реформ в стране. Я понимаю, что это не так просто все поломать, когда там есть устоявшиеся связи и все остальное, но, не выведя все на чистую воду, не имея основания для уменьшения каких-то налогообложений, сложно говорить о позитивном развитии экономики.

Виталий Шабунин, глава Центра противодействия коррупции

Виталий ШабунинНасиров устраивал всю политическую элиту, только министр финансов пытался его сместить. И сегодня Насиров получает помощь от Александра Грановского, от его адвокатов, его юристов, да и всей системы. Что говорит о том, что система защищает его, а не избавляется. Насиров человек из списка БПП и было бы нелогично президенту давать указание, даже если бы он имел возможность, хоть какую-то, влиять на НАБУ, чтобы этот человек был задержан. Логично, что фискальная служба будет в сфере влияния Петра Порошенко. Я не думаю, что будет назначена Южанина, потому что без Южаниной президент не имеет профессионального человека в парламенте, который разбирается в налогах. Здесь не стоит вопрос о персоналиях. Я думаю, что изменится многое в политике после задержания главы ГФС. Если кто-то не понял, что для НАБУ нет неприкасаемых после Александра Онищенко и Николая Чауса, то теперь поняли все. Я думаю, сейчас самые заклятые враги в украинском политикуме объединятся, чтобы уничтожить этот фактор непредвиденного НАБУ. Тем более, накануне выборов.

Ольга Богданова, партнер Crowe Horwath AC Ukraine

Ольга БогдановаЕсть объективные причины задержания Насирова НАБУ. По личному опыту могу сказать, что было много нарушений со стороны Насирова, подтверждено аудиторским заключением по факту возмещения НДС одним компаниям и не возмещения его другим. В целом доказательств и оснований для задержания более чем достаточно. НАБУ должно делать какую-то работу, чтобы показать, что у нас в стране борются с коррупцией. Вряд ли Насирова по-серьезному осудят. Это человек, который представлял интересы не только нашего президента, но и представителей законодательной, исполнительной власти, многих политиков, и что самое ужасное – бизнеса. Здесь придется доказывать злой умысел, а тут могут быть проблемы. Роман Михайлович слишком много знает, чтобы судить или доводить ситуацию до того, чтобы он начал говорить. Президент тоже был в легком замешательстве, когда узнал о задержании Насирова. Должность главы ГФС – это политическая должность. Она ничего общего не имеет со знаниями, с профессией. Поэтому новый руководитель ГФС будет выбираться с учетом политических интересов. Кто будет? Это точно не будет независимый специалист. Это будет политическая фигура. Вполне возможно, что на этом месте останется нынешний и.о. главы Продан. Оставят эту кандидатуру по-тихому. Продан – человек Владимира Гройсмана, его кандидатура всех устраивает. Здесь еще роль может сыграть Минфин, будет интересно посмотреть, как они сработаются.

Метки: ГФС, кандидаты