Первая лента – документальный «Майдан» Сергея Лозницы, режиссера, которого называют каннским любимчиком. Оба его игровых фильма, «Счастье мое» и «В тумане», принимали участие в основном конкурсе Канн, причем второй в 2012 году был удостоен премии ФИПРЕССИ. Вообще-то Лозницу трудно назвать украинским режиссером. До того как заняться кинематографом, он оканчивал Киевский политех, однако родился в Беларуси, учился режиссуре в российском ВГИКе, а с 2001 года живет в Германии. Тем не менее, «Счастье мое», продюсером которого выступил Тимофей Кохан, считается украинским фильмом. Также украинским является и «Майдан», который в Каннах покажут в рамках программы «Специальные события».
Эту картину Лозница сделал, можно сказать, экспромтом. В декабре 2013-го он готовился к съемкам фильма о трагедии Бабьего Яра, но после первых столкновений в Киеве все бросил, взял камеру, звукорежиссера и отправился в украинскую столицу. Работал без финансирования, на чистом энтузиазме. Известно, что значительная часть материала была отснята еще в мирный, «романтический» период Евромайдана. В конце января, рассказывая о своих впечатлениях от киевских событий «Радио Свобода», Лозница говорил, что «драма движется к очень жесткому продолжению», и что «страну пытаются разделить на части, ввязать в долгий и тяжкий конфликт». К сожалению, слова режиссера оказались пророческими. С тех пор Лозница о «Майдане» интервью не дает – по крайней мере, до премьеры в Каннах.
Вторая лента – игровая, это «Племя» Мирослава Слабошпицкого. Она примет участие в конкурсе «Неделя критики», а также будет претендовать на «Золотую камеру», приз за лучший дебют. Об этой неординарной картине уже писал Денис Иванов, но все же стоит добавить пару любопытных деталей.
Как известно, «Оскар»-2012 достался немому фильму-стилизации Мишеля Хазанавичуса «Артист». «Племя» тоже снято без звуковых диалогов, но по другой причине: его герои – обитатели интерната для глухих подростков. А то, что среди воспитанников интерната существует жесткая иерархия криминального характера, напоминает другое произведение, правда, не кино, а литературы – нашумевший «Дом, в котором...» Мариам Петросян.
Сам Слабошпицкий рассказал Forbes, что книгу Петросян он не читал, а сравнение с фильмом Хазанавичуса считает неточным. Режиссер полагает, что полнометражный фильм, снятый на языке жестов – уникальное явление, не имеющее аналогов в мировом кинематографе. В Каннах с этим, по-видимому, согласны: 21 мая «Племя» будут показывать трижды (!), интерес к ленте Слабошпицкого необычайно велик. О возможной победе режиссер предпочитает не думать, но есть все основания предполагать, что без награды его работа не останется.
Пять отечественных короткометражек примут участие в секции Short Film Corner. Три из них сугубо украинские – «Простые вещи» Александра Ратия, «Инь, и что с этим делать» Мирославы Хорошун, «Абонент» Оксаны и Марины Артеменко (последняя уже отобрана для участия в российском «Кинотавре»).
Два фильма сделаны в копродукции – «Любовь меняет» Джейн Каприсс (США/Украина) и «Балажер. Коррекция действительности» Леси Кордонец (Швейцария/Украина). Short Film Corner – программа не конкурсная, призов в ней не дают, а жаль. Напомним, что украинские короткометражки уже дважды были отмечены «Золотой пальмовой ветвью»: в 2005-м награда досталась Игорю Стрембицкому за фильм «Путники», а в 2011-м – Марине Вроде за «Кросс».
После победы Оранжевой революции Украина, что называется, попала в тренд, интерес к ней был необычайно велик. К сожалению, ни сама страна, ни ее кинематограф этим интересом в должной мере не воспользовались. Сейчас тема Украины снова в топах мировых новостей. Новости, увы, все больше тревожные и трагические, но поддержка мировой общественности – факт, безусловно, положительный. У отечественного кино появляются новые шансы. Нужно суметь их реализовать.
Юрий Володарский