Еще недавно нас пугали правительством технократов, но не сложилось. К такому выводу подталкивает ознакомление с программой правительства Гройсмана, которую с нарушением всех норм кое-как проголосовали в парламенте. Сделано это было исключительно для того, чтобы правительство получило иммунитет от отставки хотя бы на год, а в противном случае, парламенту «светят» досрочные выборы, чего боятся подавляющее большинство депутатов и президент.
Но даже с учетом, скажем так, проходного характера программы правительства, можно было бы выписать этот документ более детально, честно, а главное, адекватно нынешнему положению Украины.
Трагикомичности ситуации добавило первое заседание нового правительства. Открывая мероприятие, новоиспеченный премьер Владимир Гройсман подчеркнул, что в течение месяца новоназначенные министры должны ознакомиться с состоянием дел в стране и в своих ведомствах, а также подготовить программу своих действий.
Таким образом, у нас опять все как всегда. Сначала путем циничных торгов и лоббирования нужных кандидатур на соответствующие должности в министерствах формируется правительство. И только потом новоназначенные персонажи начинают разбираться в том, чем же им придется заниматься, с последующим сочинением соответствующих планов и программ. Тот факт, что эти программы пишутся для проформы, а выполнением таких программ никто никогда особо «не заморачивался», никого не беспокоит.
То же самое можно сказать и об общей программе правительства. Остановимся на ее некоторых избранных главах, касающихся, прежде всего, социально-экономических вопросов, а также некоторых других.
А оно нам НАТО?
Из вопросов, не касающихся непосредственно социально-экономической сферы, важнейшее место занимают планы по реформированию сектора обороны. На первый взгляд, несомненно, это правильно, если учесть, что война на Донбассе продолжается. Но важнейшим элементом предполагаемой реформации называют перевод украинской армии на стандарты НАТО. Если понимать это буквально, то следует кардинально изменять боеприпасы, технику, вооружение и многое другое. Эта идея не нова и звучит со времен «раннего Ющенко». С тех же пор в разного рода экспертных оценках называется и примерная сумма, в которую обойдется эта затея, – 150 миллиардов долларов.
Очевидно, что это совершенно нереальный проект, и его включение в программу правительства можно объяснить стремлением продемонстрировать свою приверженность западному вектору развития страны. Но если даже говорить о западном пути развития, то следует вспомнить, что иные намного более зажиточные страны бывшего советского блока из Восточной Европы, даже пребывая уже долгие годы в НАТО, продолжают успешно эксплуатировать модернизированную военную технику советского производства.
Украине же нужно четко определить очередность и приоритетные направления такой модернизации, начав с направлений, в которых имеется вопиющее отставание, например, с систем связи и управления. Но заявления о переводе всего и вся на стандарты НАТО силами правительства, которое в СМИ называют «временным» и которое не имеет устойчивой поддержки в парламенте, – это совершенно несерьезный пиар.
Еще одним элементом реформы в военной сфере называют разделение функций Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных сил. При этом министерство должно сконцентрироваться на проведении государственной политики в сфере обороны, а Генштаб должен стать единым органом военного управления. Этот вопрос тоже является не новым, но его решение всегда тормозилось подковерной борьбой за влияние и контроль над финансовыми потоками, амбициями генералов и прочими факторами, весьма далекими от национальных интересов.
Напомним, что, согласно ныне действующей редакции Конституции, Министерство обороны и Вооруженные силы являются компетенцией президента. Поэтому возникает вопрос: насколько проблема реформы в армии вообще входят в сферу ответственности правительства, особенно в вопросе военной реформы?
Суета налоговых сует
Не менее сомнительными выглядят обещания нового правительства «обеспечить ускоренный экономический рост». Способы достижения этой завязшей в зубах и совершенно несбыточной на данном этапе мечты называются столь же набившие оскомину за долгие годы. В частности, в очередной раз предлагается провести налоговую реформу путем принятия нового Налогового кодекса. Если учесть, что за последние 5 лет, со времен приснопамятной налоговой реформы имени Януковича, налоговое законодательство изменялось бесчисленное количество раз, и каждый раз нам обещали стабильность законодательных актов в налоговой сфере, то это даже не смешно. Едва ли стоит напоминать, что подобная свистопляска в налоговом законодательстве отнюдь не способствует заявляемому «ускоренному экономическому росту», особенно в условиях войны и кризиса.
К тому же, уже давно очевидно, что важнейшей проблемой в настоящее время является не размер налоговых ставок и даже не подходы к формированию налоговой базы для тех или иных налогов. Главная беда – это всепроникающая коррупция, а также сложность и затратность администрирования налогов. Но о планах на эту тему в проектах правительства Гройсмана почти ничего нет. Правда, новоиспеченный премьер на упомянутом первом заседании Кабмина громогласно пообещал, борьба с коррупцией станет приоритетом для его правительства.
Но пока это лишь обещания, реальность в том, что страну ожидает очередная, совершенно бессмысленная попытка утверждения нового налогового кодекса, со всеми вытекающими отсюда торгами лоббистских групп в парламенте.
К тому же, это в очередной раз чревато коллизией, связанной со сроками принятия столь серьезного документа. Как известно, по закону, изменения в налоговое законодательство должны приниматься не позднее, чем за полгода до вступления их в действие. Таким образом, для того, чтобы новый Налоговый кодекс вступил в силу с 1 января следующего 2017 года, необходимо принять норматив до 1 июля года нынешнего. А это уже нереально, если учесть, что на носу майско-пасхальные каникулы. В итоге, скоропостижные поправки в налоговое законодательство будут, как обычно, строгать на колене под новый год вместе с бюджетом, когда проще всего протолкнуть нужные нормы. За последствия такого нормотворчества затем расплачивается бизнес, поддержку которого правительство демонстративно декларирует.
Более того, последствия налоговых пертурбаций являются непредсказуемыми для доходной части бюджета. Оканчивается первый квартал нынешнего года, в котором действовали изменения в налоговое законодательство, принятые кое-как под новый год путем долгих торгов. Напомним, что была существенно, почти вдвое снижена ставка единого социально взноса, увеличена с 15% до 18% ставка подоходного налога, резко сужено и радикально изменено в сторону ужесточения применение упрощенной системы налогообложения, в том числе, в сельском хозяйстве, увеличены акцизы, снесен ряд других изменений. Как это повлияло на доходную часть бюджета – пока толком никто не имеет понятия, но чиновники, как видим, готовятся к дальнейшим экспериментам. А в это время, повторим, не решаются две самые главные проблемы в налоговой сфере: громоздкое и затратное администрирование, а также всепроникающая коррупция на всех уровнях, сводящая на нет любые здравые начинания.
Инвестиции, инновации и приватизация
Отсутствие изменений в администрировании налогов, коррупция в правоохранительной и судебной системах, нестабильность налогового законодательства сводят на нет также дежурные декларации правительства о привлечении инвестиций. На этом фоне обещания о дерегуляции бизнеса и некоей защите прав инвесторов выглядят этакой бесконечной жвачкой.
Постановка вопроса о привлечении инвестиций в страну, в которой идет война и свирепствует глубочайший экономический кризис, свидетельствует все нереалистичности. Очевидно, что в качестве «инвестиций» в таких условиях в страну может заходить только некоторая часть тех средств, которые ранее были выведены на рубеж отечественными олигархами.
Правительство Гройсмана, похоже, также не намерено отказываться от планов предыдущего Кабмина по тотальной приватизации остатков госимущества.
Очевидно, что в нынешних условиях так называемая приватизация сведется к скупке за бесценок активов нашими же олигархами, прикрывающимися вывесками оффшорных фирм. В условиях войны и кризиса, отечественные активы катастрофически обесценились, а потому их разговоры об «эффективном частном собственнике» должны быть признаны опасной демагогией. Страна уже сыта по горло такими явлениями, как, например, убыточные (полу)частные «Киевэнерго» и «Укрнафта», простаивающие приватизированные предприятия, мародерствующие частные облэнерго и облгазы, «донецкий топливно-энергетический шантаж имени Ахметова» в сфере маневренной тепловой генерации и прочая. Но о том, что нужно эффективно управлять государственной собственностью в программе правительства Гройсмана ничего найти не удалось.
Планируемые Кабмином реформы крупных государственных предприятий, прежде всего «Нафтогаза» и «Укрзалізниці» путем их разделения на более мелкие компании, указанную проблему не решают.
Аграрные «непонятки»
Совершенно неконкретной является аграрно-земельная часть программы. Для поддержки фермерских хозяйств предлагается упростить систему налогообложения, внедрить льготное кредитование и дать доступ отечественным производителям на внутренний рынок. Кроме того, земли, которые находятся в государственной и коммунальной собственности, будут сдавать в аренду исключительно на аукционах.
Все это уже приходилось видеть и слышать не раз. Аукционы в отечественных реалиях совершенно не спасают от коррупции, потому что нужно менять, прежде всего, менталитет, а не поверхностные юридические конструкции. Льготное кредитование в нынешних условиях и при нынешней стоимости кредитных ресурсов – это красивая, но
болтовня. Но если для льготного кредитования государство имеет хотя бы формальную возможность в виде государственных банков, то для обеспечения доступа отечественных сельхозпроизводителей на отечественный рынок государство вообще не имеет никаких механизмов, поскольку государственная розничная торговая сеть отсутствует как таковая. Кстати, это является примером того, как государство утратило позиции в экономике, и это лишает возможности проводить государственную политику в той или иной сфере. В данном случае, если бы государство имело свою торговую сеть, которая занималась бы реализацией продукцией фермеров, конкурируя по цене и качеству с так называемым ритейлом, то планы по насыщению внутреннего рынка конкурентной отечественной продукцией и о поддержке фермерства стали бы реальностью.
Постановка вопроса об упрощении налогообложения сельхозпроизводителей также вызывает вопросы. Ведь буквально недавно под давлением МВФ упрощенная система налогообложения аграрного производства была фактически упразднена. Чтобы ее вернуть, следует опять торговаться с МВФ, сотрудничество с которым реально было прервано еще летом 2015 года, а в правительстве Гройсмана уже заявляют, что уже сегодня-завтра планируют получить очередной транш.
А самое главное, из программы правительства не понятно, намерено ли оно открывать рынок купли-продажи земли, и если намерено, то на каких именно условиях.
Социалка и коммуналка
В программе правительства Гройсмана также нет ни слова о решении пенсионной проблемы. Известно, Пенсионный фонд становится все более дефицитным и финансируется напрямую из госбюджета, но путей выхода из этого тупика в программе найти не удалось.
Обещание ежеквартально повышать минимальную зарплату и пенсию не сопровождается сколько-нибудь убедительным пояснением, откуда будут браться для этого деньги. Рассчитывать на инфляционный рост, как в прошлом году, уже не приходится из-за существенного замедления инфляции. Остается единственный путь – печатать деньги, но это приведет к очередному витку девальвации и последующей инфляции, что чревато непредсказуемыми последствиями.
Изрядно позабавила ситуация с популистскими маневрами нового правительства вокруг тарифов ЖКХ. Ранее, напомним, звучали заявления, в частности, от представителей Блока Порошенко о необходимости снижать тарифы. Предложение является логичным, поскольку оплата коммунальных услуг стала неподъемной для большинства граждан. Именно катастрофический рост тарифов стал одним из формальных поводов недовольства Яценюком и отставки его правительства.
Но оказалось, что в правительстве Гройсмана опять завели старую и набившую оскомину песню о «прозрачности тарифов». Но тарифы уже не раз проверяли и признавали их «прозрачными». Более того, Нацкомиссия по энергетике и коммунальным услугам даже при сильном желании не способна проверить обоснованность тарифов во всех населенных пунктах страны и чаще всего просто утверждает те тарифы, которые ей представляют местные коммунальные предприятия. К тому же, коммунальные тарифы привязаны к тарифам на газ и электроэнергию, а последние, в свою очередь, являются предметом обязательств перед МВФ. В том, что катастрофическое повышение тарифов стало одним из условий кредитования МВФ, виновато не только бывшее правительство, но и коалиция, согласившаяся на такое повышение. МВФ лишь заложил в программу сотрудничества те условия, которые внесло правительство и коалиция. Поэтому тиражируемая властью и олигархами информация о том, что огромный рост тарифов являются требованием МВФ, является откровенной ложью.
МВФ интересует только сбалансированность государственных финансов с целью возврата выдаваемых кредитов. В рамках этих требований фонда, можно было бы предложить возврат выведенных олигархами из страны капиталов, но такого предложения не поступало.
А окончилось все последним заявлением Гройсмана о том, что тарифы на газ будут повышены до некоей реальной цены топлива. Какова эта «реальная цена», он не сказал. Но напомним, что газ отечественной добычи, покрывающий 70-80% потребности в настоящий момент примерно вдвое дешевле импортного, но при расчетах тарифов за основу принимается именно цена импортируемого газа. Иными словами, все останется по старому, и тарифы продолжат рост…
* * *
Здесь-то и кроется, пожалуй, самая главная проблема. Правительство не намерено изменять олигархический уклад, приведший страну к катастрофе. Точно так же речь не идет о возврате выведенных за рубеж капиталов, хотя это позволило бы отказаться от условий МВФ. Громогласно объявленная Порошенко «деолигархизация» благополучно спущена на тормозах. Такая же участь ожидает недавно объявленную Порошенко «деоффшоризацию».
Таким образом, налицо очередная попытка «реформировать» страну, ничего не меняя по сути.
Александр Карпец
Метки: власть, правительство, Программа Гройсмана