Стартовая цена на Одесский припортовый завод (ОПЗ) будет пересмотрена при повторной попытке приватизации. В среду, 31 августа, Кабмин при настойчивой поддержке премьера Владимира Гройсмана одобрил предложенные Фондом госимущества изменения в методику оценки приватизируемых объектов, которые позволят снизить стартовую цену. «Считаю, мы должны дать возможность ФГИ выставить по такой стартовой цене, которая позволит привлечь как можно больше лиц. А далее как правительство будем утверждать», – сказал премьер на заседании в среду.
Сомнения в необходимости менять методику без консультаций высказал министр МВД Арсен Аваков как представитель парламентской фракции «Народный фронт», и напомнил членам Кабмина, что «у нас коалиционное правительство». Однако Владимир Гройсман поручил ФГИ провести публичную дискуссию с фракциями и обосновать новую начальную цену, а также убедить в этом «Народный фронт».
Подготовка завода к нынешней попытке приватизации (а она далеко не первая) шла при активном участии экс-премьера и лидера «НФ» Арсения Яценюка. Он был уверен, что завод быстро купят по самой высокой цене, называлась даже сумма в $1 млрд. Однако на 18 июля т.г., последний день приема заявок, не было подано ни одного документа. Попытка продать 99,567% акций завода по стартовой цене в 13,175 млрд грн (около $527 млн) закончилась безрезультатно.
Сомнения в успешности продажи ОПЗ высказывали многие эксперты и участники рынка. Будут ли на этот раз сделаны объективные выводы, пока сказать сложно.
Плановый провал
В течение лета ФГИ сообщал, что заводом интересовались от пяти до семи потенциальных инвесторов. Но после ознакомления с документами больше всего вопросов и сомнений у инвесторов вызвали: «задолженность перед Group DF; суды с компанией «Нортима»; ограничение на репатриацию дивидендов; отсутствие налоговых льгот и преференций для инвестора; завышенная цена на фоне выше озвученных проблем завода и общих политических и экономических рисков страны». Таковы были выводы Фонда, изложенные в официальном пресс-релизе.
На сегодня компания «Нортима», подконтрольная Игорю Коломойскому, проиграла суды первой инстанции, и у ФГИ есть все шансы закрыть этот спор к началу второй попытки приватизации. Долги перед Group DF Дмитрия Фирташа даже сама компания не считала препятствием для потенциальных инвесторов, ссылаясь на то, что продаваемые структуры часто имеют долги. И, как правило, это и является основной причиной их продажи.
«Говорить, что из-за этого сорвался конкурс – это неправильно! Очень часто при крупных продажах объектов сумма задолженности компании превосходит сумму оценки. А здесь, оценили завод в $520 млн, при том, что долг – $190 млн плюс пеня и штрафы (в сумме – $250 млн). Долги – это нормальное состояние продаваемой компании, любой инвестор понимает: он купит – у него будут долговые обязательства, он берет их вместе с компанией», – прокомментировал провал конкурса Борис Краснянский, управляющий директор Group DF.
Глава ФГИ Игорь Билоус заявил, что стартовая цена ОПЗ на новом приватизационном конкурсе может быть снижена наполовину, и это, по его мнению, позволит привлечь к аукциону еще минимум троих новых участников. А рыночную стоимость ОПЗ он оценил в $400-450 млн.
На самом деле, вчерашнее решение правительства вовсе не означает, что стартовая цена ОПЗ будет снижена одним росчерком пера. Да и касается оно не одного ОПЗ. Правительство разрешило внести изменения в два своих же постановления. Первое касается порядка работы рабочей группы, которая готовит рекомендации об условиях приватизации предприятий ТЭК (группа «Г»). В группу, кроме сотрудников ФГИ, входят представители отраслевых министерств, силовых ведомств, партнеры и доноры Украины.
Втрое изменение – в методику оценки. «Негибкость» этого документа состояла в том, что рабочая группа имела право при пересмотре оценки рекомендовать только повышение цены. Эту норму убрали, и теперь группа может давать рекомендации и на повышение, и на понижение, если есть на то основания. Но это только рекомендации», – рассказала Forbes Наталья Лебедь, заместитель председателя ФГИ.
Чиновница пояснила, что в данном случае введены дополнительные документы и аналитические данные, которые нужно будет анализировать, чтобы обосновать и доказать какие-либо рекомендации о пересмотре стартовой цены.
Правильное мнение
Цена ОПЗ в $527 млн должна была стать определенным политическим козырем представителей «Народного Фронта» во власти. И рабочей группе будет очень непросто доказать необходимость ее снижения, даже со статистикой в руках. Вероятно, стороны будут предъявлять разные аргументы – экономические против политических. Уже сегодня можно наблюдать поляризацию мнений.
«Я считаю, что цена последнего аукциона не была большой, она реальная. Насколько мне известно, были определенные бюрократические проволочки, которые не позволили заинтересованным компаниям участвовать в этом конкурсе. Поэтому я считаю, что ее снижать не стоит. Возможно, сегодняшнее решение (правительства. – Forbes) нужно рассматривать между строк, и это делается в интересах определенных сил, которым интересно купить этот завод подешевле. Другого объяснения, нет», – считает Владимир Козленко, управляющий партнер аудиторской компании Crowe Horwath AC Ukraine.
Наш собеседник высказал убежденность, что и с задолженностью завода, и с коррупционным скандалом, в котором подозреваются его топ-менеджеры, должны разобраться правоохранительные органы.
В то же время, группа зарубежных экспертов, которая работала с украинскими специалистами при подготовке условий приватизации, просила обратить внимание на два более важных фактора, чем суды и долги, вспоминает Наталья Лебедь.
Во-первых, еще весной эксперты предусматривали очень плохую конъюнктуру международного рынка минудобрений. К сожалению, Кабмин утверждал условия конкурса по ОПЗ в мае, тогда тренд шел вверх, и на рекомендации не обратили внимания. Но в начале июля начался масштабный спад цен на аммиак и карбамид на глобальном рынке, и он оказался больше, чем прогноз экспертов в апреле. Сегодня мы имеем ситуацию, когда мировой тренд не способствует возможности увидеть прирост стоимости относительно того, что было ранее.
Второе – это цена на газ, поскольку он является фундаментальной составляющей себестоимости продукции. Если цена на газ не позволяет держать серьезную маржу и конкурировать, это автоматически приводит к убыткам. В таком случае инвестор будет меньше зарабатывать, или не сможет зарабатывать вообще. Советник ФГИ, банк UBS, еще тогда показал все расчеты поведения рынков газа и минудобрений, из которых было видно, что к концу октября надеяться на рост цены на продукцию не приходится.
Газ преткновения
Сегодня мировой рынок минудобрений практически лежит. Основные покупатели продукции – ОПЗ, Турция и Бразилия – сократили объемы до минимума, в том числе и из-за политических противостояний. Остальные страны не очень активно покупают аммиачную селитру и карбамид, которые производит завод. И до весны 2017 года ситуация практически не изменится. Место есть только на рынках Украины или России, рассказывает Дмитрий Гордейчук, директор отраслевого информационного портала «Инфоиндустрия».
Но тут на первый план выходит другая проблема: стоимость обоих видов удобрений составляет порядка $150 за тонну, что дешевле, чем 1 тыс. куб. м. газа. Заводу невыгодно работать. Этим, по большому счету, и обусловлены убытки завода, которые за первое полугодие 2016 года составили 244 млн грн.
По мнению эксперта, определенный подъем на мировом рынке ожидается в ноябре, когда цены на карбамид начнут расти на $10-12 за тонну в месяц. И продлится такое положение вещей до января. Это очень хороший тренд за последние два года. Опытные производители могут успеть получить дивиденды, потому что потом срочно включится Китай, чьи мощности сейчас работают на 70%, и снова «положит» рынок. Сколько продлится рецессия на мировом рынке минудобрений, сказать не может никто. Но среднесрочные перспективы не очень радужные.
Поэтому сегодня весь вопрос упирается в стоимость газа. «Будет возможность покупать дешевый газ, у завода будет работа, и будет инвестор. Не будет такой возможности – завод будет либо стоять, либо в убытках. Хотя, например, те же ближневосточные производители, имея самый дешевый газ, все равно ограничивают свои химические мощности, потому что не хотят продавать продукцию дешево», – говорит Гордейчук.
В принципе, сегодня проблем с дешевым газом нет даже в Украине. Есть частные добывающие компании, которые могут продавать свой газ промышленности по договорной цене. Есть зарубежные владельцы дешевого газа. Но почему-то никто из них не может дойти до ОПЗ. Вот и все коррупционные подозрения вокруг завода тоже связаны с поставками газа.
Зато Кабинет министров выпускает постановление, которым требует обязать НАК «Нафтогаз Украины» обеспечить бесперебойные поставки газа на ОПЗ, пока его не продадут. С критикой такого шага выступило Европейское энергетическое сообщество: его представители требуют хотя бы вписать в постановление пункты, имитирующие работу свободного рынка газа.
В итоге, перед украинской властью снова встает газовая проблема, а точнее, стабильное стремление европейских партнеров наконец-то увидеть в Украине свободный рынок газа. Есть и ряд других факторов, например, война с Россией, международные конфликты, но в данном случае – они второстепенны. Как только будет решен вопрос с прозрачными и понятными поставками газа, цена ОПЗ станет понятна всем сторонам. Так что украинцев ждет еще одна веселая приватизационная осень.
Инна Коваль, Андрей Леденев
Метки: ОПЗ, приватизация, цена