Национальная валюта Украины продолжает находиться под воздействием целого букета негативных факторов. А власти тем временем никак не могут определиться, где поставить запятую во фразе, вынесенной в заголовок. Тем временем гривна еще больше обесценивается, добравшись до психологической отметки 15 грн./$.
Игра по-крупному
Этому способствовали сразу несколько факторов. Во-первых, откровенные спекуляции банков, желающих продать свои валютные запасы как можно дороже.
Сама глава НБУ Валерия Гонтарева признала, что происходящее на межбанке далеко от того, что называется рынком. Начать с того, что сами объемы купли-продажи валют минимальны: $200-300 млн в день.
Тогда как стандартные суммы, которые крутились до Евромайдана – порядка $1 млрд. Во-вторых, большую часть валюты для клиента, например, компании-импортера, банки продают из собственных запасов по официальному курсу 12,9 грн./$.
И только $20-30 млн идет на свободные торги, которые покупаются-продаются по завышенному курсу. Т.е. это всего лишь 10-20% от всех сделок, но именно они делают погоду.
Более того, даже из этой суммы лишь одна сделка на символических $50 тыс. может быть по 14,8 грн./$ - но именно по этой верхней планке и выставляются котировки межбанка.
Хотя в действительности сами банки по такому курсу не покупают валюту и не продают. Однако отталкиваясь от них, Нацбанк устанавливает официальный курс – одновременно признавая, что данный курс не соответствует рыночным реалиям.
Более того, заявляя для СМИ и для граждан о намерении держать курс в пределах 12,9 грн./$, сам НБУ продавал валюту по 13,55 грн./$ на аукционе 19 сентября, по данным участников торгов.
Т.е. декларируется одно, а делается совсем другое. Это как если в автобусе к вам в карман лезет рукой вор и при этом шепчет, что ничего не намерен украсть.
Да и сами аукционы, к слову, проводятся достаточно странно. Например, выход НБУ на межбанк с продажей валюты анонсировался на 19 сентября.
Однако в этот день участники торгов – казначеи ряда банков, сообщили СМИ, что долларов в продаже вообще не было. Также как и евро, фунтов стерлингов, злотых, тугриков и т.д.
И в этот же день другие СМИ дают новость, опять же со ссылкой на участников торгов, что НБУ таки присутствовал на межбанке и продал $200 млн.
Т.е. выходит, что фактически валюта продавалась не на аукционе, а тихонько передавалась из рук в руки – для "своих" банков.
Неудивительно, что при таком подходе именно в этот день котировки достигли 14,8 грн./$ - потому как предварительно выставленные заявки на покупку по 13,5-14 грн./$ остались неудовлетворенными.
Разумеется, оценку таким действиям должны давать правоохранительные органы. Но они почему-то предпочитают заниматься исключительно грехами прошлого руководства Нацбанка, которое давно сбежало из страны.
Хотя все это выглядит очень похожим на злоупотребление служебным положением, повлекшим тяжкие последствия. И очевидно, что ни один чиновник, будучи в своем уме, не станет злоупотреблять без личной финансовой выгоды.
Вот тогда легко объяснить, почему вместо того, чтобы отключать банки-спекулянты от электронной системы торгов, В.Гонтарева в июне-сентябре предпочитала собирать банкиров на посиделки у себя в НБУ и вести с ними задушевные беседы о необходимости стабилизации курса гривны.
Впервые отключить недобросовестных банкиров от торгов НБУ решился лишь 2 октября. И то под санкции почему-то попали только 4 финучреждения из 14, уличенных в спекуляциях.
Снисходительность, проявленная к остальным 10, ничем не объяснима - кроме опять же соображений личной выгоды. При этом стоит отдельно подчеркнуть, что Нацбанк в курсе мельчайших подробностей того, кто и как "мухлюет" с курсом.
Так, 29 сентября НБУ разослал руководителям банков официальное письмо №29-209/55222. В нем указывается, что для завышения курса доллара банками применяется 2 схемы.
Одна представляет собой цепочку фиктивных сделок без фактического перечисления валюты. В ходе этих операций банки переплачивают друг другу по другим сделкам, чтобы накрутить максимальную прибыль при продаже суммы долларов, оговоренной экспортером.
Вторая схема не столь замысловата - чтобы выйти на нужный курс, при продаже валюты с покупателя взимается дополнительная комиссия в пользу банка.
В письме НБУ пригрозил банкам лишением валютных лицензий в случае продолжения указанных схем. Однако не похоже, что это кого-то испугало.
Точно также, как и стук кулаком по столу от президента Петра Порошенко в ходе совещания с банкирами 23 сентября. По словам присутствовавших, он в категоричной форме потребовал держать курс не выше 12,9 грн./$.
И действительно, буквально в тот же день межбанк закрылся на уровне 12,95 грн./$. Хотя еще за день до того, 23 сентября, котировки были 14,85-14,9 грн./$.
Это лишний раз доказывает спекулятивный характер нынешней стоимости гривны к доллару, которая искусственно занижается банками для получения сверхприбыли – при попустительстве руководства НБУ.
Достаточно было всего лишь повысить голос на жуликов – и курс мгновенно укрепился на 2 грн./$.
Впрочем, в этот раз игроки недолго держали себя в рамках и через несколько дней вернулись к привычным "шалостям" с раскачиванием курса на межбанке. Поэтому уже 30 сентября он опять подскочил с 13,37 до 15 грн./$.
Масло в огонь
Нельзя сказать, что Нацбанк совсем ничего не делает для защиты гривны. Там, где это не связано с банковскими спекуляциями, определенные меры принимаются.
Другое дело, что они запаздывают на несколько месяцев. Это как пожарные, которые слишком долго собирались ехать по вызову и в итоге прибыли, когда уже нечего тушить.
Речь идет о запрете на выплату дивидендов акционерам-нерезидентам, введенном НБУ с 23 сентября. Дело в том, что это стандартная схема, используемая олигархами для вывода денег из Украины в налоговые оффшоры.
Там зарегистрированы компании–учредители подавляющего большинства украинских предприятий – это и есть те самые акционеры-нерезиденты, в адрес которых "перекачивается" валюта из страны под видом уплаты дивидендов.
О данной схеме известно давно, в т.ч. и в Нацбанке. Почему же тогда перекрыть ее решились только сейчас – хотя все лето В.Гонтарева и министр финансов Александр Шлапак говорили об оттоке капиталов их Украины, негативно влияющем на курс гривны?
Тоже самое можно сказать и об ограничении покупки валюты населением не более чем на 3 тыс. грн. в одни руки за день, действующем с 22 сентября.
Очевидно, что если бы данное положение ввели в начале июня, удалось бы как минимум существенно замедлить отток валюты из банковской системы в "теневой" сектор.
Между тем даже сейчас он продолжается из-за массового снятия денег гражданами с депозитных счетов в банках.
По данным директора департамента кредитно-денежной политики НБУ Елены Щербаковой, с начала года и до конца сентября население забрало из банков 104 млрд грн., или 30% от всего объема по банковской системе.
Это колоссальное давление на обменный курс, поскольку снятые с депозитов деньги в гривне граждане бросают на скупку долларов, евро и т.д. И конечно, это прекрасно понимают в Нацбанке.
В стране уже просто тупо нет долларов, чтобы проглотить тот объем гривневой массы, от которой все хотят избавиться. Даже те разрешенные Нацбанком $200 в одни руки в обменниках невозможно купить.
Это означает, что есть очень уверенные предпосылки для дальнейшего обвала гривны до 20 грн./$ к Новому году. Тем не менее, В.Гонтарева 22 сентября заявляет, что НБУ не будет вводить запрет на досрочное снятие депозитов.
При том, что ситуация критическая и требует чрезвычайных мер – ведь из банков уже успели забрать, повторимся, каждую третью гривну. Таким образом, вместо того, чтобы спасать национальную денежную единицу, украинский центробанк только подливает масла в огонь.
Ну а введение с 20 августа для экспортеров нормы об обязательной продаже 100% валютной выручки пока что никак не может поправить положение.
Поскольку поставки украинских товаров за рубеж в январе-июле сократились на 5,3% к аналогичному периоду 2013 г., до $33,428 млн. Это самые свежие на данный момент статистические данные, но очевидно, что падение доходов от экспорта продолжалось и в августе-сентябре.
Показатели могут немного улучшиться к концу года, когда начнется экспорт из Украины зерна нового урожая. По предварительным данным, он составит рекордные 53-54 млн т. В общем-то только на это сейчас вся надежда.
Хотя НБУ мог бы при желании пойти гораздо более простым путем, как это советует сделать целый ряд экспертов. А именно: временно закрыть межбанк, раз уж он по вине банкиров перестал быть реальным рыночным индикатором.
И перейти к фиксированному курсу – к тем же 12,9 грн./$, заложенным в проект госбюджета-2015. Честно говоря, и это многовато. Но, по крайней мере, не 15 грн./$. и не 20 грн./$.
Сделать это предлагается на период продолжения АТО на Донбассе, поскольку очевидно, что необъявленная война способствует паническим настроениям и оттоку депозитов из банков, а капитала из страны.
Однако против такого подхода категорически возражает главный кредитор Украины, Международный валютный фонд.
А без его траншей правительство не в состоянии свести концы с концами в системе государственных финансов – т.к. масштабные хищения при госзакупках не прекращаются.
Один из многочисленных примеров – широко разрекламированный премьером Арсением Яценюком проект "Стена" на границе с Российской Федерацией, на который, по его словам, выделено 100 млн грн.
В итоге стены нет, 100 млн грн. тоже нет. И никому из граждан особо не интересно, куда делись эти деньги. Им сказали, что когда-то стену все равно построят.
Между тем МВФ уже перенес выделение очередной порции валюты для украинских властей. Изначально предполагалось, что объединенные третий и четвертый транш в сумме $2,2 млрд поступят в конце нынешнего года.
Но вот 1 октября стало известно, что только вопрос, выделять эти деньги или нет, правление МВФ собирается рассмотреть в начале 2015 г.
Повторимся, что без кредитной подпитки от МВФ Украина – банкрот, поэтому осложнение в отношениях с Фондом грозит новым витком паники и усилением оттока валюты по другим, еще не перекрытым каналам.
А значит, дополнительным давлением на курс гривны, который в этом случае будет стремиться к 20 грн./$ и далее вниз.
В таком случае для расчетов по своим обязательствам у правительства Арсения Яценюка не останется иного выхода, кроме как продолжить печатать не обеспеченную экономическими ресурсами гривну – тем самым еще более обесценивая ее по отношению к доллару и другим "твердым" валютам.
Самый свежий пример – погашение долга НАК "Нафтогаз Украины" на $1,67 млрд по ранее выпущенным облигациям внешнего займа, о котором 1 октября сообщил А.Яценюк.
С этой целью министерство финансов от имени правительства выпустило облигации внутреннего госзайма на 22,44 млрд грн., которые у него купил Нацбанк Украины.
Проще говоря, НБУ напечатал 22,44 млрд грн. и дал Кабмину, который в свою очередь передал их "Нафтогазу". А тот на эти деньги купил долларов для расчета с держателями своих облигаций.
По оценкам экс-заместителя главы НБУ Александра Савченко, всего в нынешнем году Нацбанк напечатал 200 млрд грн., чтобы закрыть дыры в бюджете и покрыть расходы властей.
Кстати, по данным СМИ, которые ссылаются на соответствующее письмо за подписью главы Фонда Кристины Лагард к А.Яценюку, именно массированный выброс гривны в финансовую систему и стал причиной конфликта с МВФ.
И как следствие, переноса с выделением траншей III и IV по ранее согласованной программе. Поскольку те самым правительство нарушило согласованные макроэкономические параметры для Украины на текущий год.
Тьма в конце тоннеля
Таким образом на вопрос "почему обесценивается гривна?" нет однозначного ответа. С одной стороны это спекуляции банков, происходящие с "благословения" руководства НБУ, с другой – наличие ряда объективных факторов.
Среди них также можно выделить обесценивание российского рубля. Хотя формально гривна к нему не привязана, в международной торговле наши экспортные товарные позиции во многом совпадают.
Это металлопрокат, зерно и минеральные удобрения. Обесценивание рубля к гривне делает российскую продукцию дешевле в долларовом эквиваленте. А значит, более привлекательной для зарубежных покупателей.
И потому Нацбанк Украины вынужден прислушиваться к пожеланиям отечественных экспортеров. Т.е. олигархов, владеющих горнодобывающими, металлургическими и химическими предприятиями.
Не случайно на упомянутом совещании в Нацбанке с П.Порошенко 23 сентября кроме банкиров присутствовали совладелец корпорации "Индустриальный союз Донбасса" Олег Мкртчан, владелец группы "Финансы и кредит" Константин Жеваго, совладелец агрохолдинга "Нибулон" Алексей Вадатурский, владелец агрокорпорации UkrLandFarming.
Ну а для чего обваливает рубль В.Путин – понятно. Это позволяет ему без проблем пополнять федеральный бюджет в условиях падения мировых цен на нефть и газ, главные составляющие российского экспорта.
Так, $1 млрд. выручки "Газпрома" сейчас – это 40 млрд руб., а не 30 млрд, как было еще совсем недавно. Однако у любой медали есть и обратная сторона.
Например, обслуживание внешнего долга при девальвации национальной валюты в какой-то момент становится неподъемным для экономики – как российской, так и украинской.
Без всяких дополнительных займов внешний долг Украины в нынешнем году вырос на 66% в гривневом эквиваленте – за счет обвала обменного курса.
Как уже отмечалось, на погашение долга "Нафтогаза" в $1,67 млрд понадобилось 22,4 млрд грн. – хотя еще год назад это было 13,36 млрд грн.
Ну а продолжать печатать гривну бесконечно тоже не получится – ее в таком случае постигнет судьба купоно-карбованцев 1990-х гг. Да и введение фиксированного курса не является ответом на угрозы, нависающие над гривной – как показали предыдущие 2 недели.
Да, если не считать отдельных скачков, курс на межбанке за это время более-менее стабилизировался в пределах 12,95-13,3 грн./$, которые требовал от банкиров П.Порошенко.
Но купить по такому курсу валюту в банках невозможно. Продавцы предпочитают сбывать ее на "черном" рынке по 14,5-14,7 грн./$.
А обещания В.Гонтаревой, что скоро доллары появятся в банковских обменниках и их сможет купить любой желающий, воспринимать всерьез уже не приходится.
Напомним, что еще 12 августа, выступая в Верховной Раде, глава Нацбанка обещала вернуть курс к экономически обоснованному значению.
Более того, она заявила: те, кто сейчас покупают валюту по 13,5 грн./$ - пожалеют об этом. Потому что он, дескать, вернется к значению 11,5 грн./$.
С тех пор прошло 2 мес. и уже можно констатировать: Валерия Алексеевна сказала депутатам сущую правду. Но не всю. Курс к 11,5 грн./$ так и не вернулся.
А вот те, кто покупал в августе валюту по 13,5 грн./$ сейчас действительно жалеют – что не купили тогда больше. Потому как сейчас она стоит уже под 15 грн./$.
Так что можно сказать, что доверие к заявлениям нынешней главы украинского центробанка обесценилось вместе с гривной. И никто уже не ждет долларов в обменниках по официальному курсу, все идут к валютным менялам.
Эта довольно уважаемая в 1990-х гг. профессия, изрядно подзабытая в 2000-х, теперь опять возродилась, словно сказочная птица Феникс. Вряд ли подобной живучестью обладает гривна.
Ее может спасти прежде всего административное регулирование со стороны Нацбанка по образцу того, которое применялось в 2010-2013 гг.
Набор инструментов, заставляющих банки избавляться от валютных запасов – существует. Кроме того, для укрепления гривны необходимо прекращение войны.
Все-таки это реально дестабилизирующий фактор для любой денежной единицы. Многие помнят, как в ходе Майдана-2004 курс обвалился с 5 грн./$ до 8 грн./$ - однако после его завершения сам собой вернулся к прежнему значению. Просто тогда в силу скоротечности "оранжевой революции" из банков не успели забрать столько денег.
Ну а вернуть их туда сейчас – это даже сложнее, чем прекратить войну. Движение денег в обратном направлении может начаться не ранее, чем через полгода после того, как в Украине все успокоится.
А сам процесс займет еще 2-3 года. И нужно очень постараться, чтобы граждане опять поверили, что их сбережениям ничего больше не угрожает…
Виталий Крымов, Остров
Метки: гривна, доллар