На этой неделе количество переселенцев в Днепропетровскую область достигло рекордной отметки
-Не переживай, сейчас пройдешь регистрацию, тебе найдут место жительства. А послезавтра уже нормальным человеком станешь, перестанешь дергаться, - успокаивала подругу Александра Иванчик.
Женщины сидели на скамейке возле входа в центр для переселенцев «Допомога Дніпра». В этот день приехало более 200 человек, и очередь тянулась бесконечно долго. Александра Павловна уехала из Славянска еще в начале июня, уже успела успокоиться и адаптироваться. Она пришла поддержать подругу Людмилу Фесенко, которая только что приехала из Горловки. Женщина тянула до последнего, решилась покинуть дом, когда неподалеку взорвался самолет. Так испугалась, что до сих пор внутри все дрожит от страха.
- Как я ее понимаю, - говорит Александра. – Война нас изменила навсегда. Теперь мы боимся фейерверков и грома. Находимся в тревожном ожидании воя сирены. В Днепропетровске страхи притупляются, и тогда очень хочется домой. Больно оттого, что туда нельзя.
Когда в Славянск пришла война, жители нашли убежище в подвалах. Учились жить без света, в холоде и нервном напряжении. А когда свистели летящие бомбы, почему-то говорили шепотом. Создавалась иллюзия, что если наступит тишина, то снаряд не упадет на дом.
Александра Павловна укрывалась в подвале своего частного дома вместе в 95-летней бабушкой Варварой Степановной. Совсем старенькая, та совершенно не понимала, что происходит вокруг.
- Саш, а почему штукатурка на голову сыплется? - спрашивала она у внучки. – Это Люба ремонт затеяла?
Как ни объясняла Александра Павловна, что сейчас война, эта информация держалась в голове у бабушки не больше часа. И каждый раз, когда начинался обстрел, пожилая женщина спрашивала одно и то же.
В это время мать Александры Павловны и дочь Варвары Степановны почти два месяца находилась в больнице Краматорска - Любови Петровне из-за онкозаболевания сделали серьезную операцию.
- Я не могла проведать мать. Все дороги перекрыли, в Краматорске шли военные действия, - рассказывает Александра Павловна. – Только и могла, что общаться с мамой по мобильному. Благо, народ у нас предприимчивый. Когда разогнали рынки, торговцы начали продавать продукты по больницам.
В этом плане Александре Павловне оказалось сложнее. Чтобы сбегать в магазин, приходилось ждать короткого затишья. А после того, как продавщицу ранило осколком, ближайший продуктовый и вовсе закрыли.
- Продавщица Зина сама лечила рану, больница тогда работала в полевом режиме, - продолжает переселенка. – Но ничего, выкарабкалась, слава Богу. А вот двух других моих знакомых случайные пули поразили насмерть.
Самое ужасное, что к такой реальности привыкаешь. Подвал, взрывы, бессонные ночи…
- Мой муж, чтобы не оставлять рабочее место в Краматорске, вместе с другими сотрудниками ночевал в помещении заводской бани. Он звонил по нескольку раз в день, чтобы узнать, все ли у нас хорошо. А однажды сумел прорваться, привез маму из больницы и «приказал» немедленно собираться в Днепропетровск, - продолжает Александра Павловна.
Когда на блокпостах открывали багажник «Москвича», первым делом бросались в глаза пакеты с памперсами для взрослых, системами для внутривенных капельных вливаний и другими медицинскими принадлежностями. А потом заглядывали в салон: помимо водителя - три женщины. Первая - совсем старенькая, с потерянным взглядом и дрожащими руками, вторая - помоложе, лет 75-ти, измученная, с пожелтевшей кожей. Самой молодой - до 60-ти, она-то и протягивала паспорта на проверку.
- Центр «Допомога Дніпра» поселил нас в очень красивом месте, поселке Кировском. Добрые люди разрешили какое-то время пожить у них на даче, - говорит Александра Павловна. – А что дальше? Моей маме нужна химиотерапия, а бабушка только и просит: «Отвезите меня домой!». Для нее война закончилась в 45-м. Она больше не воспринимает этого слова.
Александра Павловна принципиально не распаковывала всех вещей. А когда услышала, что Славянск освобожден, очень обрадовалась. Позвонила мужу и попросила забрать их обратно. Но тот отказался:
- На днях приехал дом проверить. Нет ни газа, ни света. Участки сорняками заросли, много разрушенных зданий, в нашем и других домах повылетали стекла, больше нет заборов. Бегают стаи голодных и злых собак. Но не это самое страшное - там еще постреливают.
Тогда Александра Павловна отправилась в местный Пенсионный фонд и попросила перевести пенсии в Днепропетровскую область. А сама думала: если повезет вернуться, как тогда быть? С другой стороны – неизвестно, когда возвращаться.
Правду говорят - становится легче, когда сделаешь кому-то добро. И хоть у самой на душе тошно, Александра Павловна нашла добрые слова для своей подруги Людмилы Яковлевны. Та немного успокоилась и заулыбалась.
Я попросила разрешения их сфотографировать. Людмила Яковлевна оказалась к этому еще не готова. Александра Павловна, которая всегда любила, когда ее снимают, вдруг осознала, что сейчас она в роли переселенки. И опустила голову…
Помочь переселенцам может каждый из вас. Напоминаем, что координационный центр «Допомога Дніпра» находится по адресу: пр. Карла Маркса, 119-А, тел.: (056) 770-88-30.
Елена АНДРЮЩЕНКО