Четвер, 28 березня 2024 року

100 дней — 100 тревог или Чего ждет уставшая страна

порош

7 июня начался отсчет президентства Петра Порошенко. В середине сентября прошло 100 дней с этой даты — срок, который принято рассматривать как показательный. Раздраженная агрессией России Украина в мае этого года избирала не просто Президента. Украинцы избирали спасителя, который должен был пойти на политическое самосожжение ради введения решительных, но далеко не всегда популярных мер. В мае уже было не до политических нюансов и интриг. Страна пылала, теряя территории, позорно впуская в свое жилище врага. Украинцы, даже не всегда будучи в восторге от Петра Порошенко, проявили заметное единодушие на выборах. Все ждали — вот сейчас Петр Алексеевич станет Президентом и с развязанными руками начнет «мочить» бандитов на Востоке страны. О Крыме уже никто почти тогда не вспоминал, всем хотелось как можно быстрее закрыть тему мятежного Донбасса. Твердая поступь Порошенко по ковру в Верховную Раду в момент инаугурации обнадеживала. Люди искали знамения во всем, даже в потерявшем сознание парне у самих дверей парламента, который выпустил из рук оружие. «Будет мир» — перешептывались между собой оптимисты, «проиграем» — подливали горечи скептики. Ну, а дефицита «пророков»-прогнозистов на нашей земле в такие времена не было никогда. Людям, особенно во время тревожных, сложных перемен, присуще рисовать рефлективные образы. Иногда даже обманчивые, слишком идеалистичные.

Так или иначе, Петр Порошенко уверенно вступил в должность Президента, и заметно было, как печать он держал в руках намного естественнее, чем булаву. На что один психолог заметил, что у Порошенко вовсе нет желания воевать. Действительно, первым разочарованием, с которым столкнулись избиратели после избрания Петра Алексеевича, стало «перемирие», которое принято называть «так называемым». Так называемое перемирие, продолжавшееся  десять дней в то время, когда страна наблюдала за тем, как Россия начиняет Донбасс оружием и боевиками, напоминало грустный, беспомощный апрель. Тогда, весной, когда боевики с подозрительной легкостью захватывали государственные учреждения в Луганске, Донецке и других городах Востока, в обиход вошло слово «сливают». Сливали Донбасс или нет, это повод для дискуссий, но ясно было, что беспомощность власти в решающее время стала хронической болезнью. Если в апреле эту беспомощность можно было списать на ограниченность в правах руководителей государства, на фактически уничтоженную, деморализованную во времена Януковича армию, прогнившие спецслужбы и боязнь спровоцировать Путина на полномасштабное введение войск, то в июне у уже новоизбранного Президента были достаточные рычаги для решительных действий. Общество же на выборах делало запрос именно на решительность вплоть до введения военного положения. Гнойник на Донбассе лихорадил всю страну, и ничего хорошего от затягивания конфликта ждать не стоит.

Тогда мы достаточно сделали для того, чтобы убедить мир в своем миролюбии. Мы сделали для этого столько, что это выдавало уже откровенный страх перед войной, которую в итоге мы и получили. В мае и июне, в частности, по Луганску ночью ездили колонны российской военной техники. Люди онлайн наблюдали по веб-камерам за бронемашинами, танками, КАМАЗами, артиллерийскими установками. Военное же руководство лишь разводило на это руками. «Покажите мне российский танк, и я его уничтожу», — сказал один из руководителей в погонах, на что проукраинские активисты в социальных сетях развернули полушутливый диспут — бегать ли им с мобильным телефоном за российскими колоннами? Складывалось ощущение, что кто-то просто не хочет брать на себя ответственность и пытается вместо булавы решить проблему печатями и подписями. Реинкарнация же Кучмы на переговорах с бандитами бросила вообще недобрую тень на веру в Президента. Оказывается, мало того, что беду пытаются «запечатать» канцелярскими принадлежностями, так еще и хотят сделать это до сих пор не отмытыми руками того, кто фактически обрек эту страну на тот беспорядок, который мы имеем и поныне. Неоднократное появление Кучмы в ключевых вопросах будущего Украины в первые сто дней президентства Порошенко — это уже не плохая примета, это трагический знак. Если назначение «своих» на ключевые должности от Администрации Президента до руководства Нацбанком и Вооруженными Силами Украины можно объяснить и понять, то «отмывание» Кучмы и легализация бандитов путем официальных с ними переговоров и даже в итоге предоставление «особого статуса» Донбассу не укладывается в рамки восприятия.

Ассоциативно за дипломатичностью Порошенко у людей начала прослеживаться параллель с Горбачевым и Ющенко. Умные, представительные, умеют транслировать красивые речи. Но нерешительные, кое в чем непоследовательные, мягкие. Как следствие — старая система не реформируется, а мимикрирует, приспосабливается. Например, так и не проведена разрекламированная люстрация судей. Понятно, что такая ассоциация опасна для имиджа Петра Порошенко, особенно в момент уже второй, но не менее важной для него предвыборной гонки — парламентской, которая началась в результате роспуска Верховной Рады и назначения на 26 октября выборов в нее. В этом аспекте его действительно эффектные поездки в Мариуполь и Славянск, внешняя уверенность и рассудительность уже не сможет спасти главного — доверия масс. На этом, безусловно, сыграют противники по предвыборным гонкам, которые акцентируют на своей демонстративной поддержке командования батальонов. Разыгрывается тема «предательства военных» Президентом, якобы «сливания» Донбасса. В народе усиливается ощущение того, что власть тлеет. При этом в списки будущего парламента уже известные политические личности проталкивают вперед себя другие имена. Возможно, те, которых не жаль.

На фоне внутренних проблем с курсом гривни, войной и другими бедами, на внешней арене Порошенко уважают, идут навстречу, но сама война и связанная с ней сверхсложная ситуация не позволяет сказать, что внешняя политика в ракурсе помощи в войне с агрессором нам удается. Мир открещивается от этой войны санкциями, которые якобы должны испугать Путина. А некоторые страны Европы откровенно саботируют введение этих санкций. И это не всегда вина Президента. Как раз во внешних отношениях Петр Алексеевич выглядит выигрышно даже в такой маленькой, но важной детали, как блестящий английский. При этом Президент на двадцатом дне своего пребывания в должности подписал соглашение с ЕС. То самое, из-за неподписания которого Януковичем и начался Майдан. Правда, это подписание уже не выглядело так значимо. Людям к тому моменту уже было не до ЕС. Заметным является запоздалое стремление нашей страны в НАТО, которое так и не было в свое время реализовано при якобы также проевропейском политике Ющенко. Теперь вопрос тесного сотрудничества с этим военным блоком стал задачей не просто неотложной, а жизненно важной, и определенные заметные шаги в этом направлении сделаны, а именно в конгрессе США в двух чтениях имеем закон о предоставлении Украине статуса союзника НАТО без членства. Если данный закон будет принят, то Украина станет шестой страной, которая имеет такой особый статус в отношениях с Североатлантическим блоком.

Если же к внешнеполитическим шагам, которые непосредственно связаны с войной на Донбассе, прибавить Минское соглашение, то последнее унизительно нивелирует достижения в этом направлении. Ведь соглашение фактически подписано с Россией, которая, как всем понятно, никогда не остановится в своей агрессии и при этом не хочет признавать себя стороной конфликта. В то же время такие соглашения лишь признают бандитов как субъект переговоров. Единственным полезным моментом этого соглашения является обмен заложниками.

Следует признать, что Президенту как политику придется теперь идти между каплями на натянутом под куполом канате. Порошенко — европейский, дипломатичный Президент в парламентско-президентской стране, в которой продолжается война. Это определение дает понять, что теперь должность Президента незавидная и критика его шагов должна озвучиваться с этой обязательной ремаркой. Но те испытания, которые выпалы на долю Украины, дают шанс наконец сделать то, что откладывалось долгие годы. Пока же мы видим, как меняется народ, но вовсе не видим, как меняется порочная система власти. А именно этого ждет уставшая страна.

Валентин Торба, День

Метки: Верховная Рада, Порошенко

ПОПУЛЯРНЕ

Архів новин
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Контакти

Столярова, 1, Дніпро, Україна, 49038

mail@dv-gazeta.info

© Останні новини Дніпра та України за сьогодні. Онлайн трансляції, фото та відео репортажі на сайті Днепр вечерний. Всі права захищені.