За свою долгую историю Днепр родил немало промышленных брендов. Наши трубы и тракторы знал весь бывший Союз, ракеты - весь мир. И по сей день в некоторых домах трудятся холодильники "Днепр" и кухонные комбайны "Мрия". Пришли другие времена, сменились приоритеты. А свобода предпринимательства родила других лидеров. Кто мог представить в 1990-х, что шесть небольших гастрономов превратятся в гигантскую сеть супермаркетов, которая будет известна по всей Украине. Достоверно неизвестно, но думается никто не представлял, кроме трех отцов-основателей . Это Евгений Ермаков, Виктор Карачун и Геннадий Буткевич. Говорят, что именно Буткевич был неформальным лидером и главным стратегом компании.
Геннадий Буткевич - крайне непубличный бизнесмен. Возможно сказалась работа в правоохранительных органах. Долгое время работал в ОБХСС. А к моменту обретения Украиной независимости в 1991 году стал руководителем днепропетровского Управления по борьбе с организованной преступностью. Спустя несколько лет ушел из органов и стал строить Службу безопасности в фирме "Содружество" - совместном бизнесе Виктора Пинчука и Юлии Тимошенко. Говорят, что эта СБ была лучшая в стране. Тогда и появились средства для создания собственного бизнеса.
Как появился АТБ
- Я сказал: "Юлия Владимировна, вот вы разошлись сегодня с Пинчуком. Завтра вы решите пойти в политику... Ну и попросил бонус приличный. Этот бонус мы запустили в бизнес: смогли купить мясное оборудование, и с него пошли нормальные заработки для покупки магазинов, - вспоминал о тех временах Геннадий Буткевич в своем интервью Дмитрию Гордону.
Первых гастрономов было шесть и называли их "Тополь", "Березка", "Клен". Когда кончились названия деревьев стали просто именовать "Продукты". В 1998 году Буткевич с партнерами зарегистрировали компанию "АТБ маркет" (аббревиатура от "Агротехбизнес").
В поисках нового формата для магазинов партнеры отправились за рубеж. Побывали в странах Балтии, в Польше и Германии. Остановились на формате дискаунтера - магазина со сниженными ценами и ограниченным ассортиментом. Первоначальным образцом для АТБ стала немецкая сеть Aldi.
Сейчас уже никто и не вспомнит о той внезапной трансформации привычных гастрономов. За одну ночь в магазинах, а их на тот момент уже было пара десятков, прилавки сменились коробками вдоль стен. Ассортимент был небольшой, но и цены намного ниже, чем у конкурентов. Как это ни странно, но украинцы, казалось бы уже привыкшие к хаосу рынка, такой формат не приняли. Сеть оказалась едва ли не на грани банкротства. Еще одна разведка в Европу изменила выбор прототипа в сторону немецкого Lidl. Товары вернулись на стеллажи, ассортимент увеличился в несколько раз, но магазины оставались дискаунтерами. Вместо арендованных помещений АТБ начал выкупать и строить собственные.
- У нас были пробы и ошибки. Начинали мы с того, что делали жесткий дискаунтер, как Aldi, Lidl. Но у нас это не пошло. И мы сделали мягкий дискаунтер. Так показали реалии жизни в Украине. Но это [все делали] Ермаков и Карачун. Я никогда не включался в то, как положить товар, по какой цене его брать. Это мои партнеры делали - честь им и хвала.
На заре нашего бизнеса я делил доли. И я разделил так, чтоб у всех они были равными. И я считаю, что это и позволило нам остаться вместе и сейчас. Потому что любой человек может свихнуться, когда имеешь больше возможностей для решения вопросов, - делился своими воспоминаниями Геннадий Буткевич.
Я считаю, что для развития страны чиновник должен понимать, что это он - для бизнесмена, а не бизнесмен - для него. И тогда все будет в порядке. Бизнес вытащит экономику, просто нужно создать условия"
Не ритейлом единым
В какой то момент Геннадий Буткевич, как и партнеры, отошел от операционного управления бизнесом. Но не подался в политику, как это сделали многие бизнесмены, в надежде на получение каких-то преференций.
На этот счет у Буткевича есть определенное убеждение, о котором он рассказал в интервью Гордону.
- Мне в политике нельзя быть. У Губермана есть строки:
У каждой нравственной системы
идея, общая для всех.
Нельзя и с теми быть, и с теми.
Не предавая тех и тех.
Так что, если где-то в политику пошел, то уже там и нужно оставаться. Бизнес должен быть отдельно.
И несколько лет назад Геннадий Буткевич занялся бизнесом совершенно отличным от торговли. Он решил инвестировать в добычу редкоземельных металлов (уран, бериллий, цирконий, графит) и строительство ядерных реакторов.
- Нужно поднимать промышленность и вкладывать деньги в те возможности, которые есть в стране. Вот мы купили месторождение на аукционе. И моя мечта строить ядерные реакторы в Украине, - говорит Буткевич.
По словам Геннадия Буткевича, средства для развития этого проекта он получает от продажи собственной недвижимости в США.
- У меня есть недвижимость в Америке, я сейчас ее продаю, чтобы развивать направление, которым сейчас занимаюсь.
Он уверен, что направление бизнеса с редкоземельными металлами может принести гораздо больше денег, чем сеть АТБ, а также позволит создать много рабочих мест.
- Нельзя быть сырьевым придатком у развитых стран. Надо делать добавленную стоимость, перерабатывать здесь и создавать тот продукт, который будет иметь большую добавочную стоимость, - говорит бизнесмен.
ФАКТЫ
1. Геннадий Буткевич воспитывает двоих приемных детей. Это сыновья его погибших друзей. С одним работали в милиции. С другим в молодости занимались боксом.
2. Во время службы в милиции Буткевич стал отличным стрелком, даже был снайпером. Однажды пришлось соревноваться с полковником морской пехоты.
- Он приехал с нами познакомиться. И он был не один. С ним морской пехотинец, ирландец невысокого роста, крепыш лет 55-ти. Говорит: "Пошли в тир". Я сразу понял, что непростой мужик. Нас было человек 10, и американцев, и украинцев. Заказал мишень на 50 м. У меня сразу такое чувство возникло тяжелое... Сделал три выстрела - три десятки. На 50 м - это шикарнейший результат. Он предложил мне попробовать. Я понял, что могу проиграть. Заказал мишень на 100 м - попал в десятку. Внутри все пело и танцевало, а на лице никто не мог понять. Все подумали, что я так все время стреляю. Я предложил ему. Он сказал: "Не-е-е-т", - рассказал он в интервью Дмитрию Гордону.
Буткевич Геннадий Владиславович родился 27 мая 1958 года. Закончил Днепропетровский инженерно-строительный институт, Днепропетровский национальный университет имени Гончара.
Совладелец корпорации "АТБ". Области бизнеса: ритейл, добыча полезных ископаемых, инвестиции. В 2021 году украинский Forbes поставил бизнесмена на 15 место в топ-100 богатейших украинцев, состояние - $530 млн.
Женат, воспитывает двоих дочерей.
Геннадий Буткевич является основателем любительского теннисного турнира Dnepr open (1998 г.). Владеет Киевским конным клубом семейного типа Equides, где регулярно проводятся межрегиональные и международные соревнования.
Также бизнесмен спонсирует юношескую сборную Украины по конному спорту.
Андрей КУКУШКИН
Метки: Геннадий Буткевич