Городские байки
В последние годы своей жизни светлейший князь Григорий Потемкин все еще лелеял мечту вернуть былое расположение императрицы. Ради этой цели он и заказал берлинским мастерам изготовить ее статую высотой в 4,5 аршина и весом более двухсот пудов, чтобы поразить воображение самодержицы во время ее приезда в мае 1787 года в строившийся Екатеринослав. Но скульпторы - братья Вильгельм и Фридрих Мейеры и литейщик Наукиш не успели к сроку, и светлейший перестал интересоваться памятником. Он стоял в Германии, пока не был выкуплен за 100 тысяч рублей дедом будущей жены Александра Пушкина Афанасием Гончаровым для своего имения под Калугой. И в итоге, став никому не нужным, едва не был переплавлен на литейном заводе Берда. К счастью, его заметил там Николай I и находившийся в его свите дворянин Любим Коростовцев из Екатеринослава. Благодаря последнему статую в 1845 году продали екатеринославскому дворянству.
Так начался «бронзовый детектив», продолжающийся до наших дней.
Согласно хроникам, памятник был густо испещрен странными символами, знаками и ликами. И за сто лет, что он простоял в Екатеринославе/Днепропетровске, их так и не смогли расшифровать и идентифицировать. А может, особо и не старались. Не сохранилось ни чертежей памятника, ни крупных снимков покрытой символами нижней части. Поэтому сейчас, по словам старшего научного сотрудника Днепропетровского национального исторического музея Валентины Лазебник, восполнить этот пробел нереально.
Как гласит легенда, в этих символах Потемкин зашифровал послание для своей бывшей возлюбленной, которое только она и могла прочесть. Магические письмена были способны вернуть любовь самодержицы и одновременно обеспечить процветание города. Своеобразный оберег. Это послание якобы и стало причиной того, что на бронзовую Екатерину неоднократно покушались.
Установленная вначале перед Преображенским собором, а затем на Соборной площади, она пропадала дважды. В 1918 году Яворницкий, дабы уберечь реликвию от рук сваливших ее солдат, намеревавшихся скинуть императрицу в Днепр, закопал памятник во дворе музея. Отрыт он был лишь в 1925 году, а во время Второй мировой войны исчез уже окончательно. Развернулись поиски.
Некий литейщик утверждал, будто «медную бабушку» увезли немцы и затем переплавили на одном из своих заводов, что казалось вполне логичным. Но, проштудировав в Киеве список вывезенных из Украины вещей, работники Днепропетровского исторического музея имени Д.И.Яворницкого не нашли никакого упоминания о скульптуре Екатерины.
Говорили также, будто памятник во время оккупации спрятали в подвалах окружного суда, но и этот слух оказался ложным. Раскопанные подвалы были пусты и никаких следов пребывания в них гигантского монумента не содержали. Ходила версия, будто памятник в 1943-м вновь закопали, но кто и где – загадка.
А днепропетровец Я.П.Литвинский, принимавший участие в освобождении Праги, уверял, что видел бронзовую императрицу в г. Бенеше (Чехословакия) 11 мая 1945 года.
Наконец, нашлись очевидцы, уверявшие, что совсем недавно во время ныряний видели монумент на дне Днепра, куда он упал с моста, когда немцы пытались вывезти его из города. Кузов не выдержал огромной тяжести и разломился. И Екатерина шагнула в воду. Там она якобы и лежит до сих пор. Но в каком именно месте, ныряльщики запамятовали.
***
По фотографиям, открыткам и словесным описаниям, предоставленным по просьбе музея имени Пушкина сотрудниками нашего исторического музея, московский скульптор Ирина Макарова воссоздала утерянную императрицу. Правда, не в натуральную величину (3 метра 20 см), а высотой всего 60 сантиметров. Зимой 2012 года статуя была выставлена в пушкинском музее, а в декабре 2013-го ее авторская копия (копия копии) прибыла в Днепропетровск на постоянное место жительства.
Но поиски оригинала по-прежнему продолжаются.
Любовь РОМАНЧУК