В конце ХІХ – начале ХХ столетия в Потемкинском саду археологи провели первые серьезные раскопки. Во время них археологи были обнаружены несколько каменных пещер на склоне горы, выходящей к реке. Даже не пещеры, а скорее узкие раcщелины в гранитной породе, углублявшиеся не более чем на пару-тройку метров и напоминавшие монашеские кельи с низкими сводами. В них нашли остатки кострища, битые черепки и наконечники стрел.
Однако назначение этих «келий» так и осталось неясным. Возможно, это были склепы, в которых хоронили останки погибших. А возможно, временные укрытия, в которых устраивали засаду охотники. Ясно одно: происхождение пещер было явно не природным, а искусственным. К сожалению, сейчас от них ничего не осталось, поскольку после окончания раскопок их в целях безопасности завалили, чтобы ни у кого не возникало искуса там прятаться. Однако народная молва сохранила такое предание.
Якобы эти расщелины выдолбили в скале пришедшие на территорию будущего Екатеринослава характерники. Так называли колдунов, умевших заговаривать или вызывать стихии, лечить смертельные раны, а с помощью специальных зелий придавать запорожцам особую силу и выносливость (причем как в боях, так и в любовных утехах). Выбранный характерниками холм был удобен во всех отношениях. С него местность просматривалась далеко вокруг - от Новобогородицкой крепости до могил Близнецы, в особенности же знаменитые и стратегически важные пороги, а густой лес давал возможность хорошо укрываться от неожиданных врагов. Часть из знахарей построили свои курени на деревьях, другая, видимо, предпочла каменные ниши, и лишь некоторые поселились в обычных наземных куренях. Последний из них, стоявший на территории парка, дожил до самого конца XIX века, после чего был разобран.
Поселившихся на холме характерников в народе прозвали черногорами, поскольку обитали они на горе и носили черное одеяние.
Некоторые считали, что в выдолбленных расщелинах они прятали добычу, которую казаки отвоевывали у татар, когда те совершали набеги на приднепровские поселения. Татары всегда двигались с богатым калымом - для выкупа «живого товара», который они увозили в Кафу и продавали втридорога на невольничьем рынке.
Передаваемую им добычу характерники замуровывали в пещерах или же в стволах деревьев и заколдовывали. Поэтому археологи, когда отрыли расщелины, эти клады якобы и не увидели. И лишь однажды в начале ХХ века несколько гимназистов, играя в парке, обнаружили в дупле полусгнившего дерева 15 тысяч монет.
Другие полагали, что каменные ниши колдунам были нужны как своего рода террариумы, в которых они держали заговоренных змей (гадюк и полозов). По специальному сигналу рептилии покидали свои убежища и кидались на врагов, причем убежать от них было невозможно. Характерники научили их новому способу передвижения – катиться колесом, зажав свой хвост зубами, так, как это делают саламандры и ящерицы Кластера. При этом скорость передвижения возрастала многократно.
Как рассказал мне знакомый биолог из Московского зоопарка, Игорь Кецельман (по совместительству писатель), на самом деле змеи катиться колесом не могут из-за слабости своего позвоночника и держащих его мышц. Только у удава он достаточно сильный.
«Обычные змеи не могут даже поднять вверх треть своего тела, не то что катиться колесом», - сказал он. Но вспомним, что гадюки и полозы, обитающие в пещерах гранитных скал екатеринославского холма, были заговоренные, а их сила удваивалась благодаря специальным снадобьям, которыми их поили. Эти змеи составляли особое воинство черногора и оберегали его не только от врагов, но и от болезней и старости.
Когда характерник все же умирал (а жили они, согласно легендам, несколько сотен лет, появившись задолго до возникновения казачества), его замуровывали в расщелине вместе с выводком его скользких питомцев. Считалось, что полозы, создав своими телами вокруг останков священный круг, вместе со своим хозяином провалятся в другой мир, в котором вновь оживут. То есть пещеры выступали и своего рода темпоралами (пунктами перехода) между мирами.
По крайней мере, когда их вскрыли, то никаких костей внутри не обнаружили, что, по мнению сторонников этой легенды, свидетельствует о том, что погребенные благополучно отбыли по месту назначения.
Метки: колдуны