Вівторок, 19 березня 2024 року

Игры с Пушкиным

2
Если вы были очевидцем или участником странного явления или увидели НЛО, если с вами приключилась необычная история, звоните по тел. (056) 374-34-27 или пишите на электронную почту: roman-chuk@rambler.ru

Многие убеждены, что ставить себе при жизни памятники – плохая примета. Лев Толстой не хотел, чтобы ему устанавливали гранитный монумент на могиле даже после смерти  – боялся, что это будет негативно влиять на его загробную жизнь, в которую он свято верил. Известно, какая судьба постигла днепропетровского бизнесмена пару лет спустя после установки на Европейской площади его бронзового двойника.

Валерий Ластовченко ни о каком памятнике не мечтал, но как-то увековечить себя все же хотелось. Идея  возникла давным-давно, когда он был еще маленьким мальчиком.

- В начале 60-х годов прошлого века, - любит рассказывать он, - в нашей квартире на видном месте, в центре стола, стояла красивая ваза с изображением московского памятника А.С. Пушкину. Ею любовались не только члены нашей семьи, но и гости. К сожалению, долго этой вазе красоваться не пришлось. Однажды от неосторожного движения моего папы качнулся стол, ваза упала на пол и разбилась. Я часто вспоминал о ней, особенно после того, как на глаза попалось пушкинское стихотворение «Памятник». Великий поэт написал его в 1836 году, а через год погиб на дуэли. Не знаю, по какой причине, но мне почему-то всегда хотелось создать свое стихотворение с аналогичным названием.

Шли годы. Различные проблемы, то бытовые, то семейные, то творческие вытесняли это желание. И лишь в середине 90-х, когда он ушел из филармонии, где был скрипачом, и устроился охранником на одном из складов завода имени Петровского, наконец появилась возможность реализовать  мечту.
В перерывах между обходами, когда над притихшим заводом разгорались пугающе далекие звезды, а сам заводской остов казался неким памятником механической эпохе, - синонимы, омонимы и антонимы пушкинских слов стали складываться в шутливые фразы. Игра с «солнцем русской поэзии» так увлекла охранника, что за несколько месяцев из-под его пера вышло не один или два, а целых 39 «Памятников». И в этом оказался свой смысл.

Если посчитать каждый год жизни Пушкина, от 1799 до 1837 (не количество прожитых поэтом лет, а число годов, в которые он пусть несколько месяцев, но жил), то как раз получится число 39. Свой рукописный сборник Валерий так и назвал «Тридцать девять ступенек к «Памятнику» Пушкина».

Предваряло цикл стихотворение:

Я создал памятник себе
нерукодельный.
Стезю к нему, похоже,
делал слон.
Он взнесся в небо башней
запредельной,
Какой не видел даже Вавилон.
Я не умру за так – меня убьют,
как в тире.
Душа спокойно бросит свой
скелет.
Прославлюсь я, когда в заветной лире
Поселится другой поэт.
Второй вариант обработок начинался словами: «Я в честь себя поставил костел – храм церквесоборный», третий – «Себе я обелиск построил вместо дачи», четвертый – «Насыпал я себе курган нерукосыпный» и так далее.
Когда была поставлена последняя точка, началась чертовщина.

Так, едва Валерий закончил последний, 39-й вариант, как его уволили по сокращению. А вскоре несколько человек хулиганского вида ни с того ни с сего напали на него в безлюдном переулке, жестоко избили и сломали челюсть. В больнице, куда угодил пародист, пришлось делать сложную операцию по восстановлению лицевой части.

Но это было только начало.
В 90-е годы в Днепропетровске функционировало много газет самых разных жанров. Была среди них всеукраинская сатирическая газета «Парк юмора». С ней Валерий уже неоднократно сотрудничал, печатая свои юмористические зарисовки. В ее редакцию, выйдя из больницы, отнес и «Памятники». Их взяли. Но как только на ее странице появилось пять вышеупомянутых обработок в рубрике «Сам себе автор», газета… прекратила свою как сатирико-юмористическую, так и печатно-издательскую деятельность. Почему, из-за чего, никто не объяснил. Просто закрыла свои двери, при этом куда делись ее сотрудники, неизвестно.

- То же стало происходить и с другими «веселыми» газетами, где появлялись мои работы, - с грустью вспоминает автор. – Когда печатались «первоапрельские словари», фразы, выражения, «афонаризмы», «мысли вслух», небольшие анекдотические рассказы и прочие вещи, всё было нормально. Но как только я посылал свои злополучные «Памятники», и их собирались печатать, эти издания резко пропадали. Примеры - киевская газета «Неправда», донецкая «Смешная газета».

Самой же печальной оказалась история с журналом для интеллектуалов «Игра», который издавался в селе Горловка Донецкой области и около десяти лет выходил в 114 городах 15 стран трех континентов. Главный редактор этого издания в ответном письме пообещал Валерию выбрать, по его мнению, лучшие пародии и напечатать. Но этого не произошло. Провидение, высшие силы, духи, космический разум или еще что-то сыграли с «Игрой» в ту же игру, в которую до этого играли с вышеперечисленными изданиями.

Но и это не всё. Сам редактор, еще довольно молодой человек, неожиданно… умер при невыясненных обстоятельствах.

С тех пор свои «Памятники» Валерий больше никому не отправлял. Они хранились у него дома, и лишь время от времени он доставал их из пыльного чулана, чтобы прочитать друзьям. Но даже из этого ничего хорошего не выходило.
- В один прекрасный день, на встрече с бывшими одноклассниками, - вспоминает Валерий Иванович, - я прочитал им и нашей учительнице русского языка и литературы несколько «Памятников», и среди них такой:

Уснул как будто бы навеки.
Во всем мозгу – седой туман.
И будто бы прикрыты веки…
Но это зрительный обман!

И что вы думаете: эта картина вскоре была воспроизведена в реальности, и вот при каких обстоятельствах. Вечером того же дня, возвращаясь домой, я неожиданно поскользнулся на асфальте и упал, ударившись об угол бордюра и разбив в кровь полголовы. Вся рубашка на спине была залита кровью. В голове – «седой туман». На краткий миг я даже потерял сознание («прикрыты веки»). Несколько дней я отлеживался и думал обо всем том, что происходило с моими «Памятниками». И уже собрался было выкинуть, уничтожить их, но они… исчезли. Пропали, испарились. Я обыскал всю квартиру, но так ничего и не нашел. Из 39 вариантов моего грандиозного труда остались только пять, напечатанных «Парком юмора». Но и о них я вспоминаю с содроганием.

Понятно, почему мы не решились привести здесь эти строки. Как говорится, чем черт не шутит. Риск – дело хорошее, только не с мистическими силами.

Комментарий специалиста:
Вадим СРЕДИННЫЙ, специалист по аномальным явлениям:

- Я предлагаю автору «Памятников» успокоиться. В данном случае, скорей всего, сработали обыкновенные совпадения. В неустойчивые и прихотливые 90-е годы многие фирмы (и газеты в том числе) открывались и столь же неожиданно закрывались без всяких на то видимых причин. Что касается неприятностей, выпавших на долю самого автора после его соприкосновения со своими «Памятниками», то тут могло действовать воображение. Человек накрутил себя, что от них следует ждать неприятностей, - и они случались. Пророческие произведения, безусловно, существуют. Булгаков в «Мастере и Маргарите» точно предрек день своей смерти. Пушкин год и месяц своей гибели указывал в драме «Пиковая дама» (тройка, семерка, туз  - то есть год 37, месяц 1). Но это бывает не столь часто. В данном случае тяжелая аура вокруг стихотворений, скорее всего, вызвана не текстом, а ожиданиями самого сочинителя.

Любовь РОМАНЧУК

Контакти

Столярова, 1, Дніпро, Україна, 49038

mail@dv-gazeta.info

© Останні новини Дніпра та України за сьогодні. Онлайн трансляції, фото та відео репортажі на сайті Днепр вечерний. Всі права захищені.